Мегилат Эстер 6 – Спасение

Мегилат Эстер 6- Хотите узнать, чем закончилась история про Эстер и Мордехая? Всевышний вложил в сердце Эстер понимание как спасти свой народ. Слушайте внимательно – “И пришли царь с Аманом на пир к Эстер…”

Мегилат Эстер 5 – Пост


Мегилат Эстер 5 – Вышел страшный указ об истреблении евреев. “И город Шушан был в большом смятении…И разорвал Мордехай одежды свои…”  Что же делать? Как отвести беду от еврейского народа?

Мегилат Эстер 4 – Аман

Мегилат Эстер 4 – Главный советник царя Аман, жестокий и честолюбивый потомок Амалека, пользуясь доверием царя Ахашвероша, задумал за его спиной и от его имени уничтожить всех евреев в Персии.

Мегилат Эстер 3 – Адаса

Мегилат Эстер 3 – Продолжение истории о прекрасной Адасе. Вы узнаете о том, как скромная еврейская девушка жила в царском дворце и соблюдала заповеди Всевышнего.

Мегилат Эстер 2 – пир Ахашвероша

Мегилат Эстер 2 – Царь Ахашверош хочет показать свою мощь, власть и богатство, и устраивает пир на весь мир. Но больше всего он хочет похвастаться своей женой Вашти. Но она отказывается явиться на пир…Что из этого вышло, узнаете, прослушав историю…

Мегилат Эстер 1 – Евреи в стране Ахашвероша

Мегилат Эстер 1 – Аудиоурок на основе мидрашей и ТаНаХа. Вы узнаете о том, как жили евреи в чужой земле после разрушения Первого Храма. О том, как ждали они избавления  70 лет под властью Ахашвероша, властителя 127 стран…

Элуль

Первый день месяца Элуль

– Папа, сегодня утром я слышала необычный протяжный звук. Этот звук доносился со стороны синагоги.

– Диночка, сегодня первый день месяца Элуль. В течении всего месяца, после утренней молитвы, будут трубить в шофар.

– А что такое шофар?

– Шофар – это обработанный рог барана или горного козла.

resize

– Здорово, вот бы посмотреть на него! Если честно, сначала я подумала, что это кто-то громко плачет.

– Ты права, дорогая, звук шофара похож на плач. Сначала тихий и протяжный, — это звук ткия. Потом три частых звука — труа. А потом, как будто плач усиливается — это девять коротких отрывистых звуков, шварим. На самом деле, этот проникновенный звук  напоминает нам о грядущем дне суда, Рош аШана, и призывает нас исправить наши поступки. Завтра утром ты можешь пойти со мной в бейт кнесет. Я покажу тебе шофар, и там ты услышишь его звук.

– Ура!!! Спасибо, папочка!

– С радостью. Завтра, Диночка, по дороге домой, я расскажу тебе историю одного шофара.

О чем трубит шофар?

Звук шофара можно сравнить со звонком будильника. Что вы делаете, если вас ждет какое-либо важное событие? Может, вы просите родителей напомнить вам о нем, или оставляете напоминание на видном месте, или заводите будильник? Вспомните, как вы с нетерпением ждете момента, когда наступит это событие? Как только наступает нужный момент, срабатывает напоминание. Стрелки часов соединяются и уносят нас в прошлое, в то же время, в котором они уже соединялись когда-то.

Прислушайтесь, слышите звук шофара? Этот звук напоминает нам о сотворении первого человека. Слышите, а этот – об Акедат Ицхак. А это голос шофара, который доносится к нам с горы Синай. Он очень громкий. А под это трубление выходили на войну, а под этот звук – короновали царей. Этот провозглашал о наступлении субботы. А этот звук грустный, он трубил во время разрушения храма. А этот – радостный, он провозгласит об окончании изгнания. А этот, который слышен совсем близко, слышите, он желает нам: «Шана това, хорошего года»!

Голос шофара

-Шалом, Дина!

-Шалом, Дан! Как дела? Что вы выучили интересного про шофар?

– Сегодня меламед рассказал нам очень интересную историю, от имени

великого рассказчика, Магида из Дубны.

-Ой, как здорово, расскажи мне ее, пожалуйста.

Однажды Яков, простой еврей из соседнего местечка, приехал в город.

К своему великому удивлению, он увидел на городской площади

большое столпотворение людей. Одни кричали, шумели, били в

барабаны, трубили в трубы. Другие бежали с ведрами, наполненными

водой.

Яаков удивился, что за странное поведение у жителей этого города?

-Извините, пожалуйста, что здесь происходит? – поинтересовался Яаков.

-В городе пожар! Бери барабан и начинай барабанить что есть мочи!

Помоги нам потушить пожар!

Яаков удивился, неужели барабаны и трубы могут погасить пожар­?

Тем не менее, он зашел в магазин музыкальных инструментов и купил

барабан.

Через некоторое время в его местечке случился пожар. Яаков принялся

стучать по барабану, в то время как все жители деревни носили ведра с

водой, чтобы погасить огонь. А Яаков барабанил все громче и громче.

Жители деревни дали ему ведра, но Яаков отказался идти за водой.

-Я был в городе, я знаю, как тушить огонь! Нужно сильно барабанить,

трубить в трубы. Бросайте ведра, барабаньте и трубите!

Он забарабанил еще сильнее. Жители местечка начали смеяться над

ним:

– Ну, даешь! В городе били в барабан, чтобы собрать народ! А потом они

все вместе гасили пожар!

В Рош аШана мы трубим в шофар. Этот звук, как барабанная дробь,

призывает нас пробудиться ото сна, но он не гасит пламени. Шофар

помогает нам вспомнить о наступлении Рош аШана. Но одного трубного

звука недостаточно. Услышав звуки шофара, мы должны

задуматься об исправлении дурных поступков, исправиться и стать лучше.

-Большое тебе спасибо, Дан. Благодаря этой истории, я выучила о

заповеди слушать голос шофара.

-Да, Дина, но этого еще недостаточно, шофар призывает нас

измениться.  Дина, я прошу у тебя извинения. Извини меня, пожалуйста,

за то, что не всегда принимаю тебя в свои игры и не делюсь с тобой

игрушками!

 

Подготовила: Х. Бройтман.

Столб дыма

Столб дыма: из серии “Чудеса в Храме”

В Храме был ещё один, маленький жертвенник. На нём сжигали благовония, прекрасный запах которых, распространялся на громадные расстояния. Но чудо, о которым мы хотим рассказать, заключалось в том, что дым от этого воскурения всегда поднимался в небо прямым столбом. И даже, когда дули сильные ветра, столб дыма оставался в вертикальном положении. И его видели почти со всех концов страны Израиля.

Чудеса, да и только!

 

Притча к 9 Ава

Пост 9 Ава

Притча к посту 9 Ава. Почему мы скорбим о разрушении Храма, ведь с тех пор прошло уже почти две тысячи лет? Как объяснить смысл нашего поста детям?

Притча о Царе, которого взяли в плен, а царицу с детьми отправили в изгнание…

Для тех, кто хочет прочитать притчу самостоятельно, текст тут

Введение в Хумаш

Урок: Введение в Хумаш.

Ребята, вы знаете почему нам так важно учить Тору?

Ведь в Торе написано как правильно себя вести! К тому же, Тора была создана ещё до того, как был создан этот мир!

Об этом мы поговорим на уроке.

Бен Иш Хай 5

Эту историю Бен Иш Хай рассказывал в субботу в синагоге.

История о силе Теилим.

 

Бен Иш Хай 4

Бен Иш Хай часто говорил евреям города Багдада, о том, как важно следить за своими словами.

Ведь плохие слова могут нанести большой вред, а добрые слова могут построить мир!

Эта история о том, как мудрый еврей заменил своему ненавистнику злой язык на добрый.

 

Бен Иш Хай 3

Эту историю рассказывал мудрец Бен Иш Хай. Вы услышите рассказ о том, как Всевышний чудесным образом спас праведного продавца.

 

Бен Иш Хай 2

Ещё одна удивительная история, которую рассказывал Бен Иш Хай.

История о честном поведение.

Давайте послушаем вместе, кому же достался клад?

 

Бен Иш Хай 1

Больше ста лет назад, в городе Багдад жил великий мудрец Рав Йосеф Хаим.

Он написал книгу “Бен Иш Хай”. Эта книга стала очень популярна, и мудреца стали звать по названию книги – Бен Иш Хай.

В этой книге собрано много поучительных историй.

Перед вами история о двух друзьях – Эфраиме и Менаше.

 

Игра для повторения второго урока иврита. Большой-маленький.

Учим играя антонимы на иврите!

Большой- маленький, высокий- низкий, длинный – короткий и ещё.

Советуем играть в полноэкранном режиме! (Для этого нажмите на значок в правом верхнем углу игры)

Понравилась игра? Жми Нравится и Поделиться!

Три принца

Еврейская история: Три принца.

Жил-был добрый царь, и было у него  три сына.

Однажды, царь позвал сыновей и сказал им: “Дорогие мои дети! Я очень хочу назначить вас министрами в моём государстве! Но в нашей стране есть закон, который гласит, что нельзя назначать министром человека, который не выучил чего-то нового и полезного для государства. Поэтому я предлагаю вам отправиться в дальнее плавание!”

Три принца сели на царский корабль и отправились в плавание. Они плыли несколько недель.  Вокруг они видели только небо и море. И вдруг они увидели вдалике странный остров…

 

Песенка Алеф-Бет

Перед вами песенка Алеф-Бет.

Давайте споём вместе!

א_ב_או_פותחת_לנדא_מוקטן

 

Интервью с рабанит Керен Кацен

Что мы подарим нашим детям?

Статья из журнала “Мир Торы”, автор – Браха Губерман

Каждый родитель мечтает подарить своему ребенку счастье и радость, вложить в него гармоничное восприятие себя и окружающего мира, помочь ему в его духовном росте. Воспитывая детей, мы призываем те знания еврейских подходов формирования личности, которые сами использовали на пути духовного роста, стараемся придерживаться подходов и методов наших мудрецов.

Часто это бывает непросто для новичков в еврейской традиции, ведь европейский подход, применяемый в России к воспитанию ребенка, в корне отличается от методов еврейского воспитания. Вместе с тем, именно нееврейские способы взращивания нового поколения нам очень привычны, нам легче их копировать.

Например, с детства мы привыкли слышать о том, что нужно очень хорошо учиться, чтоб не стать, не дай Б-г, дворником, и транслируем то же нашим детям. Наши родители внимательно следили за академической успеваемостью, за развитием художественных способностей и спортивных талантов, воспринимая успехи, как данность, и строго взыскивая за промахи, и мы часто ловим себя на таком отношении к детям.

В нашем детстве существовал шаблон – ребенок, который ошибается в счете, пишет неправильно или берет фальшивую ноту, вряд ли достигнет высот в профессии, не сможет сделать карьеру, а стало быть, он пропащий человек. Много знать и уметь означает высокую функциональность и успешность, такой малыш – гордость семьи. Родителям спокойнее за его будущее. Он сможет получить хорошее образование, профессию, а затем и достойную зарплату. Еврейскому ребенку, который отстает в учебе, будет просто трудно выжить, его надо спасать с помощью репетиторов, организованной зубрежки и строгого контроля. Таков, в общем и целом, был подход наших родителей – первого или второго послевоенного поколения, действительно, спасенного от голодной смерти и пуль нашими бабушками и дедушками.

Наши дети растут в другом мире, однако старый подход сохраняет свою актуальность до сих пор. Мы копируем наших родителей, которые воссоздавали поведение их пап и мам, реально спасавшихся от смерти. Согласитесь, угроза физической гибели сегодня значительно меньше, чем в годы войны с нацистами. Мир изменился, и люди чувствуют, что необходимы перемены также в области воспитания. Сейчас стало модно говорить о воспитании личности ребенка, о его душе, о том, что каждого малыша нужно учить быть счастливым в нашем непростом мире.

Именно этот подход лежит в основе традиционного еврейского воспитания. О том, каковы его главные идеи, позволяющие воспитать счастливого и здорового человека, рассказывает рабанит Керен Кацен.

– Мудрецы говорят, что цель еврейского воспитания – построение гармоничной личности, любящей Тору и заповеди. Здесь можно провести параллель со строительством Храма. Евреи много сил вложили, чтобы построить его. В результате Храм был открыт, начались жертвоприношения. Также родители много занимаются самовоспитанием и образованием, вкладывают силы в собственный духовный рост, чтобы передать основы традиции ребенку, который, повзрослев, сможет продолжать самостоятельно учить Тору и соблюдать заповеди.

Всевышний создал этот мир, не для того чтобы в нем было больше физиков, математиков или музыкантов. Смысл мироздания не в том, чтобы ребенок виртуозно сыграл скрипичный концерт. Суть творения очень хорошо объясняет Рамхаль в книге “Месилат Йешарим”. Человек создан для того, чтобы получать удовольствие от близости к Творцу. Для нас это очень высокие и непонятные слова. Их суть в том, что мы должны стараться растить ребенка и заниматься самовоспитанием, чтобы научиться получать духовные удовольствие – самые ценные в нашем материальном мире. Когда они станут центральными для нас, любая выполненная заповедь принесет радость нашей душе.

Есть разные уровни души и тела, разные удовольствия. Мы наслаждаемся общением или музыкой. Можно растрогаться от силы музыкального произведения или картины. Но когда наш ребенок играет сложный фортепианный этюд, чаще мы наслаждаемся не красотой музыки, а просто испытываем гордость.

Но стать по-настоящему счастливым можно только научившись получать духовные удовольствия, которые мало связаны с материальностью этого мира. Все дни нашего праотца Авраама были заполнены заповедями и любовью ко Вс-вышнему. Он всегда думал о том, что хочет от него Творец, и делал это. Если мы так научимся жить, то мы и наши дети будем счастливы. Мы научимся видеть в исполнении рутинных повседневных обязанностей  желание Творца, почувствуем значимость и важность своего труда. Такое отношение рождает самоуважение и приводит к ощущению наполненности жизни. Это и есть счастье.

Представьте себе праведника, который постоянно живет мыслями о Вс-вышнем, чувствует, насколько Творцу важно каждое его действие. Он любит еврейский народ, как самого себя, получает огромное удовольствие от изучения Торы и от добрых дел. Хотели бы вы, чтоб ваш ребенок стал таким? Этот вопрос побуждает нас, родителей, понять шкалу своих духовных приоритетов.

Самое первое, по мнению еврейских мудрецов, это воспитать здорового человека. Р. Якобзон говорит: “Пусть всегда человек будет б-гобоязненным на глазах людей и в сердце”.  То есть, объясняют мудрецы, прежде всего, пусть будет человеком, и здесь надо поставить точку. О том, как воспитать здорового человека есть много лекций и уроков. Наиболее популярными в Израиле являются лекции великого педагога р. Якобзона, на уроках которого выросло целое поколение.

Главный рецепт этого учителя таков. Если мы хотим, чтобы у ребенка возникла в сердце любовь к духовности и заповедям, а также желание всю жизнь продвигаться по этому пути, значит, мы стремимся, чтобы это желание, прежде всего, было в нашем сердце. Чем его больше у нас, тем больше будет у детей.

Какие же есть инструменты, чтобы наши дети почувствовали, как приятно религиозная еврейская жизнь? В первую очередь, праздники и шабаты. В России родителям приходится вкладывать больше сил в организацию особенной праздничной духовности, ведь вся атмосфера снаружи противостоит этому, а не помогает. Нужно стараться ходить в гости к семьям, у которых можно научиться наслаждаться шабатом. Туда, где трапеза – это не только застолье, но и обсуждение недельных глав Торы, при котором дети – в центре внимания.

Вообще, еврейские педагоги советуют сделать детей своими друзьями и главными помощниками. Не нужно думать, что мы так мало знаем, и нам ничего дать ребенку. Это не так. Несомненно, у нас богатый внутренний мир, и нам есть, что передать детям. Раз мы проделали непростой путь по направлению к Торе, значит, обладаем духовным багажом, которым можем поделиться с ними.

Р. Зильбер говорил, что воспитывать детей – значит, любить и объяснять. Все заповеди и добрые дела, что мы делаем, объясняем им, подчеркивая свои положительные эмоциях. Каждый раз, когда у нас рождается радость от сделанного или просто хорошее чувство, нужно делиться этим с детьми. К примеру, уставшая мама после зажигания свечей прилегла на диван. Пусть она скажет детям: “Какое счастье, что у нас есть шабат”.

Кроме того, чтобы передавать нашу традицию и любовь к Торе, мы должны постоянно учиться. Мы не можем сказать, что это удел мужчин – учеба. Нужно постоянно пополнять свои духовные ресурсы, чтоб было, что передать детям, о чем им рассказать.

Нам часто бывает некогда, но даже если свободное время есть, то сразу возникает желание включить Интернет, хотя эти четверть часа можно посвятить книге о Торе. Этот непростой момент – наш выбор на какую кнопку нажать.

Если взять на себя обязанность что-то учить хотя бы в течение получаса в день, то это очень поднимет духовный уровень и хорошо отразится на детях. Все, что нам по-настоящему нравится, мы можем передать им. Даже если они не все поймут, то уловят это наше чувство – удовольствие от духовного.

В Израиле есть много книг, дисков, лекций для детей, которые помогают духовно расти и развиваться. На русском этого очень не хватает. Моя мечта, чтоб все еврейские дети выучили иврит и могли слушать уроки Торы на святом языке. Но пока этого нет, я создала сайт, где собираю материалы для детей на русском языке. Я приглашаю всех поучаствовать в этом проекте.   www.jewishkids.ru