Раби Шимон бар Йохай
Как мы уже рассказали, у раби Акивы было 24 тысячи учеников, и все они были большими праведниками. Но у них был один недостаток, из-за которого они заслужили страшное наказание. Они недостаточно уважали друг друга. А Всевышний, Владыка мира, очень строго следит за поведением праведников. Всевышний наслал на учеников Раби Акивы тяжёлую болезнь, и в течение тридцати двух дней после праздника Песах они умирали.
Именно поэтому эти дни считаются днями траура, и в течение этих дней евреи не устраивают свадеб, не слушают музыку и не стригутся. Ведь даже когда умирает один большой рав, это большая потеря для всего народа. Мы лишаемся учителя, который учит нас правильно себя вести, и передаёт нам Тору! А тогда умерло 24 тысячи знатоков Торы! Это была величайшая трагедия нашего народа!
А на тридцать третий день после Песаха, в день Лаг ба-Омер, они перестали умирать.
Раби Акива остался без учеников, но он знал, что должен обязательно передать всю свою Тору следующему поколению. Где же ему найти подходящих учеников? И тут он узнал, что на юге страны живут пять выдающихся мудрецов. Он пошёл к ним, и они стали его учениками. Всю Тору, которую он знал, он передал им.
А они, в свою очередь, передали ее своим ученикам. И так от учителя к ученику учение раби Акивы дошло до наших дней.
Один из законов Торы, которому постоянно учил раби Акива, гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Этот закон обязывает нас стараться делать окружающим нас людям добро так, как мы бы хотели, чтобы делали нам. Раби Акива обращал особое внимание на этот закон, особенно после того, как увидел, какое тяжёлое наказание постигло его учеников, не выполнявших его. Сказал раби Акива: «Возлюби ближнего своего, как самого себя – это великое правило Торы».
Каждый из учеников раби Акивы был великим мудрецом. Одним из них был Раби Шимон бар Йохай.
В то время римляне властвовали в стране Израиля. Однажды в Доме Учения возник спор между мудрецами о постройках римлян: они построили в стране Израиля много дорог, рынков и мостов. Мудрецы обсуждали, хороши ли их дела, и обязаны ли евреи быть им благодарны.
Раби Йеуда сказал: «Мы должны быть благодарны римлянам. Мы пользуемся дорогами и мостами. Их постройки очень облегчают нашу жизнь». Раби Йоси промолчал. Он знал, что в Доме Учения могут быть люди, которые по неосторожности могут рассказать другим об услышанном, и так это может дойти до римлян. Но Раби Шимон бар Йохай боялся только Всевышнего, и он сказал: «То, что делают римляне, они для себя делают. Мы их совершенно не интересуем. Ведь они разрушили наш Храм и убили миллионы евреев! Мы не должны быть им благодарны!»
Через какое-то время власти узнали об этом разговоре. Они приказали дать раби Йеуде почётную должность, раби Йоси послать в изгнание в дальний город Ципори, а раби Шимона казнить.
Ученики раби Шимона узнали об указе, и раби Шимону удалось бежать. Он скрылся в старой заброшенной синагоге вместе со своим сыном Элазаром. А жена раби Шимона приносила им еду. Но через какое-то время ученики раби Шимона узнали, что римляне послали дополнительных солдат, чтобы те усиленно разыскивали раби Шимона. Раби Шимон решил бежать ещё дальше.
Раби Шимон и его сын Элазар убежали далеко в горы и спрятались там в пещере. Они не знали, сколько времени им придётся там провести, и когда они смогут вернуться домой. Но они верили, что Всевышний не оставит их в беде.
Как только они зашли в пещеру, они сели на землю и начали учить Тору. Им не нужны были книги, потому что они оба уже были великими мудрецами и всё помнили наизусть.
И Всевышний сделал им великое чудо. У входа в пещеру начал бить источник родниковой воды, а рядом с ним выросло рожковое дерево. Так раби Шимон и его сын Элазар провели в пещере тринадцать лет. Они ели плоды рожкового дерева и пили воду из источника.
Ребята, как вы думаете, если бы мы с вами оказались в пещере на несколько часов, чтобы мы почувствовали? Наверное, нам было бы очень скучно. Но раби Шимону и Элазару совсем не было скучно. Они всё время занимались своим самым любимым делом, и никто им не мешал! Они учили святую Тору! Они были счастливы! Всевышний послал к ним пророка Элияу, который приходил к ним и учил их скрытым тайнам Торы.
А тем временем в Доме Учения у мудрецов возник тяжёлый вопрос, на который никто из них не мог найти ответ.
«Как жалко, что среди нас нет раби Шимона! Он бы наверняка смог нам помочь!» – говорили мудрецы друг другу. И тут у Раби Йоси возникла идея. Он взял маленький кусочек пергамента и написал на нём вопрос. Затем он вышел на улицу и поймал голубя. К лапке голубя он привязал пергамент и помолился Всевышнему, чтобы его послание дошло до раби Шимона.
И голубь на самом деле выполнил поручение мудреца. Через какое-то время раби Шимон услышал шум голубиных крыльев. Он вышел из пещеры, и голубь сел перед ним. Раби Шимон с удивлением заметил, что к лапке голубя привязан кусок пергамента. Он отвязал его и прочитал послание мудрецов.
Раби Шимон обрадовался, что учёба Торы продолжается, но расстроился, что у него нет возможности обучать Торе в открытом виде, и есть вопросы, которые остаются нерешенными. Он написал ответ на второй стороне пергамента, привязал его к лапке голубя, и голубь улетел. К вечеру раби Йоси увидел возвращающегося голубя. Он был очень рад, увидев ответ раби Шимона, и отнёс пергамент в Дом Учения.
По прошествии тринадцати лет пророк Элияу сообщил раби Шимону, что римский правитель, который преследовал его, умер, и опасность миновала. Раби Шимон с сыном вышли из пещеры и вернулись домой. Но теперь они знали такие глубинные тайны Торы, которые раньше никогда не открывались никому на земле. К раби Шимону пришли мудрецы Торы со всей страны, и он учил их Торе, которую постиг в годы уединения. Но самые глубинные тайны Торы Всевышний не разрешил ему открывать другим мудрецам. Раби Шимон очень хотел раскрыть эти тайны, но пока не мог. Прошло много лет, прежде чем пришел день, когда раби Шимон смог открыть тайны Торы. Это был день, когда раби Шимон должен был покинуть этот мир и вернуть свою душу Творцу. И это был тридцать третий день после праздника Песах – Лаг ба-Омер.
В доме раби Шимона собрались мудрецы, и ему было дано разрешение открыть те святые тайны Торы, которые он узнал из уст пророка Элияу. Раби Шимон был очень рад, его лицо сияло необыкновенным светом, так, что никто не мог на него смотреть.
В течение всего дня раби Шимон учил мудрецов тайному учению, а мудрец по имени раби Аба записывал сказанное. С неба спустился чудесный огонь и окружил дом раби Шимона, чтобы никто, кроме мудрецов, не мог зайти внутрь.
В этот день на Небесах была большая радость из-за того, что святое и скрытое до сих пор учение спускается в мир. Всевышний остановил солнце, и оно не заходило, пока раби Шимон не закончил передавать все тайны Торы, которые ему было позволено передать. Это был необыкновенно длинный день.
Когда Раби Шимон закончил говорить, его святая душа поднялась к Всевышнему, и он умер.
Его похоронили на горе Мирон. И с тех пор во всех поколениях евреи, у которых есть какая-то беда, приходят на это место и молятся Всевышнему, чтобы Он спас их благодаря заслугам раби Шимона бар Йохая. И Всевышний слышит молитвы своего народа и спасает их. Есть целые книги, в которых записаны чудеса, происходившие после молитвы на Мироне.
Книга, которую записали из уст раби Шимона, называется Зоар. И в честь написания этой книги мы и празднуем Лаг ба-Омер.
Дорогие ребята!
Теперь мы с вами поняли, почему Лаг ба-Омер – такой радостный день! Во-первых, в этот день перестали умирать ученики Раби Акивы, а во-вторых, в этот день народу Израиля были открыты святые тайны Торы!
В Лаг ба-Омер есть обычай зажигать костры. У этого обычая существует много объяснений. Одно из них говорит, что мы зажигаем огонь в честь того, что в этот день Всевышний остановил солнце, и большой свет Торы спустился в этот мир.