Когда человек заканчивает свой жизненный путь, ангелы Всевышнего подхватывают его душу и помогают подняться на Небеса. Там душу проводят через все мицвот, наполнявшие земную жизнь. Через комнаты, наполненные чувствами и видениями. В одной, душу окутывает теплота от поданной другу руки и доброго слова. В другой – приятно слепят улыбки близким и не очень людям. Есть комнаты стыда и сожаления от невыполненного, невысказанного, резкого и неприятного. Есть – наполненные словами Торы, молитвами и брахот. Есть комнаты, где приветливо встречают лица любимых, родных, благодарных и близких по духу.
Душа Сары Леи медленно перемещалась от одной комнаты к другой. Вот первое «Шма…», прочитанное у кроватки Мойшика, ей тогда было всего 3 года, но она уже была старшей сестрой и сосредоточенно выговаривала важные слова для маленького братика. Вот впервые вымытая посуда, целая гора. Ух, как сверкает! Мне было шесть, на Шабат было много гостей, а мама так устала…Мама похвалила меня, а я скромно потупилась – “Во Имя Небес!” Приятные воспоминания окутали Сару Лею.
Ой, а это…ну вот ведь! Упрямство, капризы, не выученный урок, ссора с Ривкой, а тут я спорила с бабушкой…
В конце коридора виднелась слегка приоткрытая дверь. Душа Сары Леи поспешила туда.
За красиво накрытым шабатним столом сидела большая, незнакомая ей семья. Глава семьи, очень старый человек, с длинной седой бородой и глубокими внимательными глазами, представил ей всех. Свою супругу, очаровательную пожилую женщину в красивом кисуй рош и с мягкими руками, шестеро сыновей с женами, пятерых дочерей с мужьями, 23 внука, 14 внучек и 5 правнуков.
И все они улыбались и благодарили ее, Сару Лею! Она в недоумении смотрела на них и не понимала, что происходит.
«Кто вы, что все это значит?»
Женщина с мягкими руками тепло улыбнулась.
«Благодаря тебе, Сара Лея, твоему доброму сердцу и отзывчивости, мой муж появился на свет и все наши дети и наши внуки пошли по пути Торы и так продолжается и по сей день. В этом твоя заслуга. Твой поступок был оценен во Имя Небес! Сегодня мы удостоились поприветствовать тебя здесь, но наш жизненный путь еще не закончен».
«Я ничего не понимаю…», – недоуменно смотрела она на них.
И как на большом экране, Сара Лея увидела себя в 11 лет. Она сидела на диване в салоне и с упоением читала книгу «Дети острова Таршиш». Дебора дала ее всего на один день, и Сара Лея должна была вернуть книгу на следующее утро. Увлекательный сюжет унес ее далеко от Бейтара – мальчики с разных городов Израиля в качестве приза за хорошую учебу отправились на корабле к берегам Америки, но корабль потерпел крушение, и 7 ребятишек прибило в лодке к необитаемому острову…
В «Адамс Хелп Хоспитал» города Филаделфия, штат Пенсильвания, доставили женщину на последнем месяце беременности.
– Бригаду анестезиологов, неонатологов и акушеров, предстоят тяжелые роды, – успели услышать муж и сестра женщины, и дверь в отделение Неотложной помощи бесшумно захлопнулась.
Они присели тут же, на краешек скамьи в пустом коридоре.
«Не отчаивайся, с Ханой все будет хорошо, Всевышний лично хранит ключи от родов и не доверяет их даже самому лучшему министру Небесной Канцелярии», – сказала Рохи, доставая маленькую книжечку Теилим.
«Служите Господу в страхе и радуйтесь в трепете. Вооружитесь чистотой, чтобы не разгневался Он и чтобы не погибнуть вам в пути, ибо еще немного – и разгорится гнев Его. Счастливы все, полагающиеся на Него!»
«Пожалуйста, Всевышний, Господин всех миров, спаси мою жену и помоги родиться на свет моему ребенку», – вторил ей Элиэзер.
«Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет помощь мне? Помощь мне от Господа, сотворившего небо и землю. Он не даст пошатнуться ноге твоей, не будет дремать страж твой. Вот, не дремлет и не спит страж Исраэля».
От жарких слов и обильно пролитых слез этих людей на Небе начался переполох.
«Но этому ребенку не суждено появиться на свет!» – возмущались ангелы и не давали подняться святым буквам к Престолу Славы.
«А Ты, Господи, щит для меня, слава моя, и возносишь голову мою. Голосом своим к Господу взываю, и ответил Он мне с горы святой Своей. Сэла!»
«Надо что-то делать! – суетились ангелы, – «ведь приговор уже вынесен и чтение только Теилим не достаточно…».
«Надо найти мальчика, который пойдет учить Тору и никакие препятствия не собьют его с пути», – раздался Голос с Небес. И тотчас ангелы полетели на поиски.
Сара Лея уже прочитала главы, где мальчики исследовали весь остров, соорудили временное жилище, провели ревизию спасенных предметов и заготовили провизию на несколько дней. Еще они развели сигнальный костер на берегу, на случай, если их ищут с воздуха или выслали корабль на поиски. Теперь они налаживали еврейскую жизнь на острове – составили расписание молитв и ежедневных занятий Торой, повторяли законы праздников и Шабата. Еще они установили ежеутреннее чтение Теилим – ведь они ни на минуту не оставляли мысль о спасении, и молили Всевышнего о помощи.
Было около 7 часов вечера и ее младший брат Мойше собирался на матмидим, еженедельный урок Торы для мальчиков, который организовали в синагоге на соседней улице. Мама на кухне готовила ночную молочную кашку для маленькой Нехами, которая мирно спала в своей кроватке.
На одной из маленьких улочек еврейского квартала Базеля, в доме, на втором этаже, маленький Йона прокрался на кухню, пододвинул стул к высокому буфету и раскрыл обе дверцы. Он знал, что где-то тут стоит банка с вкуснейшими конфетами, мама давала их детям по Шабатам. Он отодвинул вазу, потом хрустальные бокалы и увидел ее, заветную баночку. Осторожно протянул руку и достал шоколадную конфету в красивой зеленой фольге. Все еще стоя на стуле, принялся разворачивать ее…О, ужас, как она шуршит! Мама сейчас услышит, подумал Йона и быстенько сунул конфетку в рот. От страха сразу и проглотил ее. Без брохи…Созданный им злой ангел, вылетел вон, радостно ухмыляясь…
Он подлетел к женщине,которая на кухне варила молочную кашку и толкнул ее под руку. Все молоко разлилось…
«Ой, Сара Лея, я пролила молоко, как я теперь сварю кашку для Нехами и подогрею молоко для вашего папы, ведь он простужен…», – сокрушенно сказала мама.
«Пока малышка спит, я сбегаю в магазин, Мойшик собирайся, уже скоро 7 часов, Сара Лея присмотри за Нехами», – попросила мама, натягивая теплую кофту.
Йона, все еще стоя на стуле, прислушался. Тихо. Осторожно протянул руку и достал вторую конфету. Поставил на место бокалы, потом вазу, аккуратно закрыл обе створки буфета. Они предательски звякнули.
«Кто там?», – раздался голос его мамы.
Йона быстенько поставил стул на место, сунул конфету в карман и выбежал в гостиную.
«Это я мамочка, мы с Эстер играем в прятки, я искал себе укромное место», – соврал мальчик и выбежал во двор. Там он беспечно съел вторую конфету без брохи и отправился на поиски своих друзей.
А созданные им злые ангелы полетели по своим делам – один в Бейтар, другой в Филадельфию.
«Рохи, почему так долго?» – беспокоился Элиэзер.
«Не волнуйся, так бывает. Это не значит, что все плохо. Врачи делают свое дело, а наше дело молиться и уповать на Всевышнего. Хочешь, я схожу за кофе, в фойе стоит аппарат?»
Дверь в отделение бесшумно отъехала в сторону.
«У Вашей жены прекратились родовые схватки. Нужна срочная операция, требуется ваше согласие», – быстро проговорил немолодой уже доктор по фамилии Картер.
«О, Боже! Это опасно? Делайте все необходимое, доктор! Только спасите их…», – Элиэзер откинулся на спинку скамьи и закрыл глаза.
“Внемли голосу вопля моего, Царь мой и Бог мой, ибо Тебе молюсь! Господи, утром услышь голос мой, утром приготовлю молитву Тебе и ждать буду…”
У кроватки маленькой Нехами развернулась нешуточная борьба. Добрый ангел, что охраняет сон маленьких детей, проигрывал злому напору. В пылу битвы, злой ангел исхитрился, и дернул малышку за ногу. Девочка проснулась, села в кроватке, жалобно похныкивая и потирая кулачками глазки.
«Ой, Нехами проснулась, кто же теперь пойдет за молоком?», – растерянно спросила мама, возвращаясь из коридора и вынимая малышку из кроватки. Она посмотрела на Сару Лею, которая, уютно свернувшись на диване, уснула, дочитывая последнюю главу книги, где поисковая экспедиция вышла в море на поиски пропавших детей.
«Мойшиииик», – несмело протянула мама, – «может ты сбегаешь за молочком?»
Мойше, который уже стоял на пороге, выходя на матмидим, застрял в дверях.
«Я знаю, что это очень важно – учить Тору, но нам нужно молоко для маленькой Нехами, Сара Лея все свое свободное время после школы помогала мне на кухне и смотрела за малышкой, а теперь уснула и так жалко ее будить…»
Мойшик вздохнул и вернулся в дом, – «Конечно, мамочка, я сбегаю», – протянул он руку за кошельком.
Сара Лея качалась на волнах теплого прибоя, солнце приятно щекотало ей нос и что-то ласково пели птицы –молокомолокомолочко-ко-ко – заливались они.
«Какое молоко?», – подумала девочка, и проснулась. Мгновенно оценив ситуацию, она вскочила с дивана.
«Мамочка, я сбегаю, не беспокойся! Мойшик, беги скорее, о то опоздаешь, учись хорошенько!», – и с этим словами девочка выбежала из дома.
«Эся, пойдем, я тебе говорю, никто даже не заметит, а конфеты такие вкусные,» – уговаривал Йона свою старшую сестру. Брат и сестра побежали на кухню. Они тихонько забрались на стул, достали банку с конфетами и вынули по одной. Вернее, доставал конфеты Йона, а Эстер страховала его внизу. Йона быстренько сунул свою конфетку в рот. Злой ангел полетел в Бейтар.
Мойшик вышел на улицу и быстрым шагом, почти бегом направился в синагогу. Вдруг, на его пути возник Реувен, его бывший сосед по парте, они недавно переехали, и он теперь учился в другой школе.
«Шалом! Как ты, давно не виделись! Как там наши ребята, а с кем ты теперь сидишь, а кто приходит давать еженедельный урок по ТаНаХу?», – засыпал он вопросами Мойшика.
Мойшеле в растерянности остановился, он очень спешил, но разве он мог обидеть друга?
«Шалом, я спешу на матмидим, проводи меня немного, я тебе все расскажу по дороге. Или, знаешь, пойдем со мной на урок!», – нашелся Мойше.
«Я не могу, иду навестить больного друга, и совсем в другую сторону. А знаешь, у меня теперь в классе всего 15 учеников, и с каждым учитель успевает индивидуально обсудить непонятное место, и ребята все такие интересные. А у одного папа учится на шойхета, он даже обещал взять нас на бойню…А еще бойхен рассказывал…»
Мойшику стало интересно и он застрял на перекрестке…
«Йона, ты что!!! Нельзя кушать без брохи!!! Да и конфеты брать без спроса плохо…это во…это воровство!», – выпалила Эстер, – «Надо во всем признаться маме!»
«Мне стыдно…», – слезая со стула, сказал Йона.
«Не беспокойся, я пойду с тобой!»
И дети побежали к маме. Она несла тяжелую корзину со свежевыстиранным бельем.
«Мамочка, мамочка, мы поможем тебе развесить!»
«Вот спасибо, мои цадиким!»
«Не совсем…вернее, совсем не…», – пробормотал Йона. И запинаясь, краснея и роняя слезинки, рассказал маме про все события этого утра.
«Знаешь, ты сейчас сделал очень большую мицву!», – вытирая слезы Йоне, сказала мама.
«К-к-какую?», – все еще всхлипывая, спросил мальчик.
«Ты сделал тшуву, ты раскаялся!»
«А как это?»
«Ну ты же понял, что конфеты без спроса брать нехорошо, кушать без брохи отвратительно, а предлагать другим сделать тоже самое вообще ужасно! И делать так больше не будешь, правда?»
«Дааа….»
Сара Лея застыла у витрины, разглядывая шоколадный фонтан – сладкая ароматная густая жидкость причудливо стекала вниз и снова поднималась вверх, притягивая взгляд своими мягкими волнами…вдруг девочка словно очнулась и быстрым шагом направилась к кассе:
«Ой, что это я, ведь меня ждет мама и маленькая Нехами».
Она поспешила из магазина и на перекрестке наткнулась на брата.
«Мойшеле, ты почему еще не на уроке? Уже пятнадцать минут восьмого, тебя же все ждут!»
«Ой, совсем забыл про время, бегу. Приятно было тебя увидеть, Реувен!»
Мойшик в считанные минуты добежал до синагоги, влетел в класс, раскрыл книгу и начал с напевом читать мишнайот.
«Не установлено нормы для края поля, для приношения первых плодов нового урожая, для жертвы приносимой при приходе в Храм, для помощи ближнему и для изучения Торы».
Хор детских голосов поднимался все выше и выше, и ангелы пели во Славу Всевышнего.
«Вот дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, но главную награду он получит в Мире Грядущем: почитание отца и матери, и помощь ближнему, и ранний приход в дом учения утром и вечером, и гостеприимство и забота о больных…и примирение поссорившихся друзей. Но изучение Торы равноценно всем этим заповедям, вместе взятым».
«Поздравляю! Ваш сын и жена чувствуют себя хорошо, и через несколько минут вы сможете пройти к ним», – сказала медицинская сестра, выходя из операционной. Вслед за ней вышел доктор Картер.
«Это просто чудо какое-то! – сказал доктор, пожимая руку Элиэзеру. – « Я 18 лет работаю в этой клинике, но с таким столкнулся первый раз. При изначальной патологии беременности и серьезными осложнениями при родах, ваш сын родился на удивление здоровым и крепким малышом, и даже с каким-то осознанным выражением счастья на лице! Все показатели в норме, 9 баллов по шкале Апгар! Это просто чудо какое-то…» – повторил доктор. «Да, и брит можно делать вовремя. Мазаль тов!», – добавил он, улыбаясь.
«Мальчика назвали Шмуэль, он стал очень прилежным в изучении Торы, создал еврейскую семью, учил своих сыновей Торе, и до сих пор, в своем почтенном возрасте, разбирает мишнайот со своими внуками и правнуками, он очень великий в Торе, мой реб Шмуэль», – нежно сказала женщина с мягкими руками.
И Сара Лея вдруг осознала, как все удивительно и многогранно, цветно и многозначительно, точно и великолепно – из маленького ручейка рождается мощный поток, который, в свою очередь, питает великое множество других рек, и так бесконечно!
спасибо за такую интересныю историю.
Мне эта история очень панравилась.
Кагда я эту историю прачитала то я вначяла как Сара Лея ничево непанимала а вканце пачти всё поняла.