Праздник дарования Торы – Шавуот! Рассказ, часть 2

Семь недель от Песаха до Шавуота готовили себя евреи к получению Торы. Долгий путь прошли мы по пустыне от Египта до горы Синай. На каждой из остановок проверял нас а-Шем, готовы ли мы уже принять великий дар Небес? На пути к горе Синай случались с нами  разные испытания. Были среди них и ссоры, и споры, и победы и неудачи… Но когда мы подошли к горе Синай – все мы оказались едины и готовы к принятию Торы. Весь народ – как один человек с единым сердцем! Увидал а-Шем, какой мир, дружба и единство стали в среде народа Израиля, и сказал Он Моше: «Иди, и объяви евреям, что пришло время получить самый дорогой подарок а-Шема – святую Тору!»
– Вы, евреи, будете Мне народом священнослужителей – святым народом, избранным для служения Творцу! – сказал а-Шем.
Однажды сидел великий еврейский мудрец по имени Рава на камне и пытался понять глубину слов Торы. Так он напрягся в своих мыслях, что не заметил, как наступил башмаками на свои руки… Да так сильно наступил, что из пальцев рук пошла кровь! Но и тут Рава не почувствовал боли и не заметил ничего – так увлечен он был словами Торы и глубиной их мысли!!!
Пробегал мимо чужак по своим делам. Увидал Раву, остановился и сказал:
– Что за торопливый народ вы, евреи! Куда вы спешили, когда сказали «Исполним!» прежде, чем «Выучим!» ?! Прежде надо было узнать, не слишком ли тяжела Тора, чтобы понять ее. Сможете ли вы ее исполнить… А уж потом решать, стоит ли ее принимать или нет.
Ответил ему Рава:
– Мы не хитрим с а-Шемом, мы любим Его и верим Ему, что не даст он нам такого подарка, который мы не смогли бы удержать! Про нас сказано в книге Мишлей «чистота прямодушных ведет их верным путем». Вы же – коварные хитрецы, думающие про а-Шема, будто Он, благословенно Имя Его, хочет сделать вам зло… Про вас сказано там же «злодейство коварных погубит их самих». Нас ждет великая награда в Олам а-Ба (грядущем мире), а Вы исчезните из этого мира и не получите ничего…
Все, что а-Шем повелевает нам сделать, мы готовы немедленно исполнить. И мы стараемся понять, как можно лучше, смысл каждой исполняемой заповеди.
Последние три дня перед Дарованием Торы стали большим праздником для всех евреев. Их называют «йемей а-агбала» – дни ограждения. Когда а-Шем повелел Моше оградить гору Синай, чтобы никто по ошибке не наступил бы на святое место, с которого откроется нам а-Шем во всем Своем величии, и не получил бы наказания за осквернение этой огромной святости. Как все мы были счастливы получить Тору! Все-все-все евреи пришли получать Тору. Мужчины и женщины, дети и старички, даже совсем маленьких младенцев, которые только что родились принесли их мамы на руках! Даже души тех евреев, которые еще не родились, были там! Да-да!!! Мы все – наши души – стояли у горы Синай, когда а-Шем говорил со Своим народом. Каждый из нас получил свою часть святой Торы.
Однажды, к одному большому мудрецу в Иерусалиме пришли на суд два еврея. Один из них был водителем автобуса, на котором малыши каждое утро ездили в хэйдер учить Тору, а другой сопровождал их, следя за порядком в автобусе во время поездки. И вышел у них спор, кто из них должен помогать малышам подниматься по ступенькам в автобус – водитель или сопровождающий? Каждый считал, что это не он обязан выходить наружу на каждой остановке и помогать малышам подняться. Выслушал их рав, и сказал: «Когда в синагоге выносят свиток Торы из Шкафа, где она храниться, или возвращают его на место, после того, как прочитали отрывок из недельной главы – каждый еврей хочет быть избранным на почетную обязанность нести Тору, вынимать ее и класть на место. За такой почет готовы евреи платить деньги, и каждый старается заплатить побольше, чтобы именно ему досталась эта честь… Все мы стояли у горы Синай, и каждый еврей стал подобен свитку Торы, несущему в себе слова а-Шема! Как же вы можете отказываться от великой чести поднять «свиток Торы» – маленького еврея в автобус?» Водитель и сопровождающий посмотрели друг на друга и сказали одновременно: «Я! Я хочу поднимать маленьких евреев в автобус! Я хочу держать «свиток Торы» в своих руках!» С тех пор, на каждой остановке они бежали наперегонки, чтобы первым успеть поднять малыша в автобус. И каждого малыша они называли: «Мой драгоценный свиток Торы!»
Мы все должны помнить, что каждый еврей несет в себе слова а-Шема от горы Синай до наших дней. Как же мы должны любить и уважать каждого еврея – свиток Торы а-Шема!!!
Пока евреи жили в Египте, злые египтяне заставляли их тяжело работать, били и жестоко мучили. Поэтому многие евреи, вышедшие из Египта, были больны. Кто-то хромал, кто-то был слепым, другой не слышал, третий остался без руки… Когда пришло время получать Тору, а-Шем сделал великое чудо: все больные выздоровели! Слепые стали видеть, безногие смогли бегать, глухие услышали, а у безруких выросли новые руки!!!
Весь мир замер и затих, когда евреи получали Тору у горы Синай. Ни одна корова не мычала, ни одна птица не щебетала, ни одна собака не лаяла, кошка не мяукала, мышь не пищала, утки не крякали, гуси не гоготали, овцы не блеяли, а змеи не шипели! Все замолчали, чтобы не мешать евреям слушать слова а-Шема.
Вся гора Синай покрылась дымом. Молнии сверкали во тьме, и грозно гремел гром. Неземной огонь охватил вершину горы. И прозвучал длинный-предлинный гудок шофара. Все громче и громче трубил шофар над горой Синай…
Многие евреи так устали, готовясь принять Тору, что заснули очень крепко, и не смогли проснуться сразу, когда затрубил шофар над горой Синай. Пришлось Моше будить и поднимать каждого еврея, чтобы никто не опоздал к началу Дарования Торы. Помня об этом, евреи в ночь Шавуота не ложатся спать. Они учат Тору всю ночь без перерыва. Но дети обязательно должны идти спать, чтобы они смогли вовремя встать утром и помолиться вместе со всеми праздничную молитву. Чтобы услышать, как в синагоге громко прочитают те самые слова, которые мы все услышали из огня над горой Синай: «Анохи а-Шем Элокэха!» – «Я а-Шем Господь твой!»
Голос а-Шема был так силен, что никто, кроме Моше не мог вынести его. Евреи попятились назад и упали без чувств. Пришлось а-Шему послать ангелов побрызгать на евреев водой, оживляющей мертвых, чтобы оживить их! Но стоило а-Шему снова заговорить: «Ло ихъе леха элоим ахерим!» – «Не поклоняйся чуждым идолам!», как евреи снова упали от силы и святости голоса а-Шема. И снова пришлось оживлять нас той водой, которой а-Шем в конце времен оживит всех людей для последнего Суда и выдачи награды всем, исполняющим заповеди Торы. И тогда евреи попросили у а-Шема, чтобы всю Тору Он передал Моше, а они будут случать ее от Моше. Ведь никто из них, кроме Моше, не мог устоять перед звуком голоса а-Шема. И а-Шем согласился на нашу просьбу. Два первых из Десяти Речений мы слышали от Самого а-Шема, а остальные нам передал Моше. Вместе с Десятью Речениями мы получили всю Тору – Устную и Письменную, а в ней шестьсот тринадцать заповедей – «ТаРЙаГ мицвот».
«ТаРЙаГ» – это число, написанное буквами. В еврейском алфавите каждой букве соответствует свое число. «Алеф» – это один, «бэт» – два… Буквы «тав», «рэйш», «йуд» и «гимель» образуют число шестьсот тринадцать – это и есть «ТаРЙаГ».
Когда а-Шем открылся нам на горе Синай, произошли великие чудеса. Все, к чему мы привыкли в обычной жизни стало другим. Мы видели слова а-Шема и слышали цвет молний и огня!!!
Есть обычаи, которые мы соблюдаем в честь праздника Шавуот. Об одном из них вы уже знаете – всю ночь Шавуота мы учим Тору. Еще в Шавуот кушают еду из молока: сыры и молочные пирожные, блины с маслом и с медом и медовые пряники… Ведь Тора подобна молоку и меду, дающим наслаждение рту и языку! А еще молочные продукты мы едим потому, что получив Тору евреи узнали о правилах приготовления кошерной пищи. Мы узнали, как следует готовить мясо, и что нельзя есть мясо вместе с молоком и даже варить их в одной кастрюле. Оказалось, что все кастрюли, в которых евреи готовили себе еду – стали некошерны. Ведь до получения Торы в них варили и мясо, и молоко. Пришлось делать новую посуду. А пока ее не было, евреи не могли варить себе мясо. Молоко же, можно пить и сырым. Поэтому после Дарования Торы все евреи питались молоком, пока не сделали себе новую посуду. В память об этом мы едим в Шавуот молочные продукты.
К празднику Шавуот принято украшать синагогу и дом цветами и зеленью. Как а-Шем украсил цветами гору Синай за ее скромность.
Перед чтением Торы в Шавуот принято читать чудесную песню «Акдамот», прославляющую а-Шема, Тору и еврейский народ.
Как прекрасен был Иерусалимский Храм, когда весь еврейский народ трижды в году приходил в него на праздники Песах, Шавуот и Суккот! Шли пешком с песнями и танцами! Все жители городов и селений на пути в Иерусалим выходили встречать и провожать поднимающихся в Храм. Каждая семья несла с собой корбанот в Храм. Великое чудо сделал для приходящих в Храм а-Шем: сколь много бы ни пришло евреев в Иерусалим – никому не было в нем тесно!
Шавуот называют праздником первенцев – Бикурим. В этот день в Храм несли первые плоды из тех сортов, которыми славится Земля Израиля. Как только на плодовых деревьях появлялись первые шишечки будущих плодов, хозяева садов помечали их приметной красной ленточкой. Первый гранат, первую гроздь винограда, первый инжир, первые финики, первые маслины. К Шавуоту они созревали. Их складывали в украшенные корзины и несли в Храм, чтобы преподнести а-Шему, давшему нам прекрасную страну. Богатые люди несли первые плоды в корзинах из золота и серебра, украшенных драгоценными камнями. Бедняки несли в корзинах, сплетенных из травы, украшенных свежими листьями винограда. Но именно корзины бедняков оставались в Храме вместе с их первыми плодами. А-Шем принимает все корбанот, но то, что принес бедняк – дороже в глазах а-Шема. Ведь бедняку труднее отнять от своего урожая часть для Храма, чем владельцу огромных садов и дворцов.
Рассказывают, что однажды богатый еврей вел огромного быка в Храм, чтобы вознести его перед а-Шемом. У ворот Иерусалима бык заупрямился и не захотел идти дальше. Его и толкали, и звали – не хочет идти! Проходил мимо бедняк с охапкой травы. Он протянул траву быку, и тот пошел за бедняком, унюхав свое любимое лакомство! Так и пришли они в Храм – богач за своим быком, и бедняк с травой впереди быка. Увидели их коэны и сказали: «А-Шем принял траву от бедняка с большей радостью, чем быка от богача!»
Евреи входили в Иерусалим со своими корзинами, полными плодов, на головах. Впереди каждой группы евреев вели быка с украшенными золотом рогами. Перед ним шел еврей, наигрывая на свирели, увлекая быка за собой. «Стояли наши ноги в твоих воротах, Иерусалим!» – пели евреи входя.
Кроме первенцев плодов в Храме приносили хлебное приношение «штэй а-лэхем» – два хлеба из нового урожая пшеницы. Их делали из двух эйф чистейшей и тончайшей пшеничной муки.  В отличии от большинства приношений в Храме, эти два хлеба делались квасными, а не мацой. Тора запретила возносить квасные приношения на жертвенник. Поэтому почти все хлебные приношения, о которых повелевает Тора – сделаны мацой. Но эти два хлеба Тора повелела испечь квасными – хамец. До их принесения, ни один еврей не ел хлеба из нового урожая. Вместе с двумя хлебами приносился корбан: молодого бычка, двух баранов и семь ягнят.
Тора – наше самое дорогое богатство. Нет в мире ничего дороже Торы. Мудрецы рассказывают историю о еврее, который плыл на корабле в далекую страну, и всю дорогу учил и повторял слова Торы. Вместе с ним плыли на корабле богатые купцы. Они везли свои товары на продажу, и всю дорогу хвастались друг перед другом своим богатством и почетом, который окажут им, когда они доберутся до берега и покажут свой товар. Спросили купцы у еврея: «А ты что везешь с собой?» «Я везу Тору» – ответил еврей. «Покажи нам свой товар» – начали приставать к нему купцы. «Мой товар – святая Тора. Ее не увидеть глазами. Она в сердце моем и в моей голове» – отвечал еврей. Стали купцы смеяться над ним: «Что это за товар, которого нельзя увидеть?!». А еврей промолчал, ничего не ответив гордецам. Недалеко от берега напали на корабль пираты. В миг отняли у купцов все их товары и богатства, дорогие одежды и украшения. А у еврея им нечего было взять. Когда сошли все уцелевшие в пути на берег, никто и не глянул в сторону ограбленных и раздетых купцов. А еврея встретили с почетом его соплеменники, знавшие его как большого мудреца. Пожалел рав дрожащих от холода и стыда купцов, и попросил у евреев города дать им место для ночлега, одежду и еду. Евреи из милосердия и из уважения к раву приняли купцов и помогли им устроиться. Вот тут то и поняли купцы, какова ценность Торы, которую не могут украсть воры или отобрать разбойники, которая дает еврею пищу и кров в мире этом и вечную жизнь в Эденском саду в «олам а-ба» – мире грядущем.


http://detskiy-mir.beerot.ru/?p=5435

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here