Путь Торы

Путь Торы

Автор материала: Хафец Хаим | версия для печати версия для печати

Хотя совсем не в обычаях моих выходить на городскую площадь с поучением, но душа моя изнывает при виде бесчестия, которому подвергают нашу святую Тору, когда глазам еврейских детей представляют на равных Тору Б-га живого и всякого рода рассказы. И все – из-за «новых методов», по которым теперь обучают детей, вместо того, чтобы обучать их Б-жественной Торе. Или смешивают стихи Торы с писаниями пустыми и глупыми (какие показали мне в одной школе, и подобными тому). А ребенок совершенно не может отличить слова Б-га, благословен Он, от слов пустых и ничтожных; для него все (звучит) одинаково. И все это – ради одной только цели, ради изучения иврита. Таким путем, не дай Б-г, забывается в Израиле Тора Всевышнего, мощь и чудеса Его, законы Его и заповеди, – и нет у нас больше права молчать!

И хотя я знаю, что едва ли приобрету этим любовь и симпатию со стороны многих, – хорош удел того, кто отдает себя на посрамление ради чести Творца, и горе тому, кто позволяет посрамление имени Его, спасая собственную честь! И по этому поводу громко протестовали все великие люди Израиля в сборнике «Дарка Шель Тора» (Путь Торы). А ныне и я прихожу с тем же (хотя, что я значу меж ними?) – предупредить знающих меня, чтобы берегли себя и не попали в опасную ловушку. И буду надеяться, что многие из порядочных и верных людей в Израиле поднимутся, чтобы убрать с пути народа нашего эту страшную западню. И зачтется это им в заслугу вечную на благо многим.

И я говорю: слушайте, цельные в вере люди Израиля! Любимые Всевышним стражи Его, преданные всей душой и достоянием своим Его Торе, законам и заповедям! Опасную западню мы видим на пути сынов нашего народа! Такую, что если мы не обратим особого внимания на то, чтобы убрать ее, она сможет произвести великое опустошение в доме Израиля, разрушить и искоренить, не дай Б-г, основы нашей драгоценной чистой веры в сыновьях наших, привести к забвению Торы и заповедей в потомстве нашем.

Всем известно, что основа существования нашего народа, его Торы и его веры – воспитание сыновей, обучение их Торе Всевышнего и подготовка к исполнению заповедей, так, чтобы до старости они не отступали от Всевышнего и Его Торы, как сказано: «Воспитывай юношу сообразно пути его, – и даже в старости он не свернет с него» (Мишлей, 22:6). По поводу этой основы мы получили многие повеления и предупреждения, и в молитве «Шма, Исраэль», которую читаем каждый день, ложась и вставая, об этом говорится прямо – в первом отрывке: «И повторяй их (слова Торы) сыновьям твоим» и во втором: «И обучайте им сыновей ваших». И также заповедано нам приучать их к исполнению заповедей и укоренять веру в их сердцах, как сказано: «И расскажи сыну твоему» (Шмот, 13:8), и еще: «И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего» (там, 10:2), и еще: «И будет, когда спросит тебя сын твой…» (там, 13:14), и также: «И расскажешь сыновьям твоим и сыновьям сыновей твоих о дне, когда стоял ты перед Г-сподом, Б-гом твоим в Хореве…» (Дварим, 4:9-10), и еще много подобного тому. Дело в том, что во всем, о чем шла речь, и состоит поддержание веры и основ Торы.

И наши отцы во все времена держались этого принципа всем сердцем своим и всей душой: учились сами и обучали сыновей Торе Всевышнего, письменной и устной. И укореняли в них чистую веру во Всевышнего и Его Тору – так, что не раз жертвовали собой, обрекая себя огню и мечу ради веры в Б-га живого. И ценой своей жизни давали сыновьям своим в наследие Тору в полноте и цельности ее, а те – своим сыновьям, и так – до последнего поколения, того, в котором мы живем. Так, что и сегодня начертана в сердце народа Израиля наша святая Тора со всеми ее законами и повелениями, (которые) любимы и почитаемы нами, чтобы блюсти их и исполнять, и чтобы ни один не был упущен, не дай Б-г.

Но сегодня преуспел дьявольский замысел в том, чтобы насадить нововведения в воспитании сыновей, такие, которых представить себе не могли отцы наши. Вся цель их – погасить, не дай Б-г, пламя любви к Всевышнему и Торе Его в сердцах сыновей наших, которые идут нам на смену. И это – после того, как удалось принизить в глазах взрослых сыновей ценность занятия Торой, Талмудом и сочинениями законоучителей, под предлогом: «Что пользы, что исполняли мы службу Его» (Малахи, 3:14) [так предсказывал нам этот последний пророк в словах своих о последнем поколении].

Многим отцам не чуждо сочувствие к подобным настроениям. Они забирают сыновей в малом возрасте из хедера – так, что те вообще не приступают к изучению Гемары [и отцы, таким образом, поступают обратно тому, к чему обязывает заповедь: обучать сына Торе письменной и устной, как говорится в Йоре Дэа, п. 245]. А теперь пришли эти страшные нововведения, спаси Б-г наши уши от того, чтобы слышать о них, – даже изучение пяти книг Торы, которым каждый еврейский отец обязан обучать сыновей, собираются отменить и ввести «новые методы» – что-то вроде книг по еврейской истории… И это будет «Тора», преподаваемая детям! Горе нам, что это – в наши дни! И есть «новые методы», согласно которым стихи Торы перемешиваются с пустыми писаниями, и в результате ребенок будет не в состоянии отличить слова Б-га живого от слов пустых и ничтожных. И есть «методы», по которым Пятикнижие учат немного (и пропускают всю книгу Ваикра и многие темы, которые не нравятся им, по их глупости). Но и то, что учат из Пятикнижия, учат как нечто второстепенное, а книги их «методов» – как главное, забывая совершенно об обязанности обучать сыновей Торе.

И все их стремление – обучать ивриту. Они утверждают, что достаточно обучить только пониманию еврейской истории и святого языка. И удивительно, как отцы попадаются на этот обман, рассчитанный на невежд, и думают исполнить свой долг обучения сыновей Торе, обучая их языку, на котором она дана, или просто рассказам из Торы? И разве не станут сыновья, получившие такое воспитание, подобными нееврейским детям, не имеющим никакого понятия о Торе Всевышнего, о Его законах и установлениях? И что будет с ними в грядущем, если всякая заповедь Торы для них – нечто чуждое, и будет представляться им просто как некий «еврейский обычай»? И даже тот, кто обучил своего сына Пятикнижию с комментариями Раши, не должен думать, что исполнил этим свой долг, поскольку каждый отец обязан обучить сына Торе – как письменной, так и устной, Мишне и Гемаре, как было нами принято на горе Синай (см. Брахот, 5) и объясняется в Йоре Дэа, п. 245. И именно устная Тора – основа завета Всевышнего с Израилем, как сказали наши мудрецы, комментируя стих: «Ибо в словах этих [устной Торы] – союз Мой с тобой и с Израилем» (Шмот, 34:27).

Согласуясь с этим заветом наши отцы вели за собой испокон веку поколение за поколением – вплоть до того дня, когда из-за обилия наших грехов во многих местах начали отступать от упомянутого важнейшего принципа еврейского воспитания и забирать сыновей из хедера прежде, чем они приступят к изучению Мишны и Гемары. Эта болезнь распространяется и подрывает постепенно основы веры. Наивные отцы совершенно не задумываются о том, что, когда они отрывают сыновей от изучения устной Торы прежде, чем те овладеют ее основами, они буквально отрывают их от источника жизни. Из-за забвения устной Торы, не дай Б-г, в опасности оказывается все: и исполнение заповедей, и корни веры, и чистая любовь к Торе Всевышнего.

И тем более дети, которых обучали только по тем «новым методам» – даже без Торы с комментарием Раши – что мы скажем в свое оправдание, если они останутся полными невеждами, не зная ничего о законах Б-га и учениях Его? Ведь до сих пор по традициям подлинного, заповеданного нам воспитания, которое давали детям наши отцы, их обучали всем пяти книгам Торы с комментариями Раши, в которых объясняется простой смысл стихов согласно основам устного Учения, переданного нам и последовательно разъясняющего все заповеди Торы. И таким образом укоренялось в сердцах детей [даже тех, которым не удалось вникнуть в глубины мудрости Талмуда и законоучителей], по крайней мере, то, чему учат в хедере: все заповеди Торы, запрещенное и разрешенное, предостережения и наказания, возвышенные душевные качества, основы веры в Б-жественное наблюдение и управление и в чудеса Его, – все это входило в сердце ребенка и укреплялось в нем. Он вырастал и становился евреем, всем сердцем принимающим Всевышнего и Тору Его; он знал, что все происходящее в мире находится под наблюдением и управлением Творца. Но проходя сегодня «новое воспитание» в школе, где обучают по «новым методам», ребенок остается полным невеждой. Это воистину деяние Сатана – побудить Израиль забыть Тору и веру свою. И каждый, кто упорствует в том, чтобы не позволять сыновьям учить Тору иначе, чем по тем «новым методам», подобен отрицающему Б-жественную Тору.

И потому, братья мои, любимые Всевышним, собирайтесь с силами и укрепляйтесь, чтобы уничтожить это зло! Обучайте своих сыновей Пятикнижию с комментариями Раши и мудрецов следующих поколений, как это издавна делали отцы наши, и соберитесь со всеми силами души и всем достоянием вашим обучать их также Мишне и Талмуду, пониманию деталей заповедей и мудрости Б-жественной, сокрытой в каждом законе и в каждой букве нашей святой Торы! Не забывайте, прошу вас, что вся надежда еврея – что сыновья его останутся евреями, верными Всевышнему и Торе Его, а посредством «нового воспитания», распространяющегося в мире, мы собственными руками предаем и губим эту надежду! Ибо будут они сыновьями отрекающимися – опустошенными, лишенными Торы Г-спода, чуждающимися заповедей Его, не дай Б-г… И мы сами в будущем раскаемся в этом, когда увидим, что не в наших силах их спасти…

И потому великая обязанность и заповедь возложена на каждого, кто только может помочь отцам понять серьезность положения и отвергнуть этот дурной обычай, который шаг за шагом подрывает основы бытия народа нашего, освященного Торой, – ведь «если нет козлят – нет взрослых козлов; нет взрослых козлов – нет стада»…

И чтобы подробно объяснить все это (правильность пути истинного и справедливого с одной стороны, а с другой – ущерб, который несут в себе пути новые и извращенные) величайшие мудрецы поколения составили особый сборник «Путь Торы». Пусть же многие увидят – и задумаются, и исправят все как должно. А мы приводим также и здесь порядок правильной учебы и воспитания в надежде, что все добропорядочные люди в Израиле, и каждый человек, в сердце которого живет страх перед Всевышним, не свернут с дороги, которую мы им наметили, и в заслугу обучения Торе сыновей наших, в заслугу слов Торы, сходящих с уст маленьких детей, удостоимся мы увидеть их достойными евреями, верными Всевышнему и Торе Его, Царю нашему, да вознесена будет слава Его! И удостоимся увидеть возвышение силы Израиля с приходом Освободителя – вскоре, в наши дни. Амен!

Вот порядок учебы, установленный для организации правильного процесса обучения и воспитания, с согласия всех великих мудрецов Израиля, как обязывает нас сказанное в Талмуде и мудрецами прежних поколений.

1) Каждый еврей обязан обучать своего сына пяти книгам Торы с верным разъяснением прямого смысла стихов, с комментариями Раши и других мудрецов прежних поколений, согласно тому, что принято по традиции нашими мудрецами. Так, чтобы по мере роста сына ум и сердце его проникались верой и стремлением идти путями Торы, чтобы развились в нем добрые качества и страх перед Б-гом и Царем, вытекающие из Торы. [Ведь комментарии Раши и других мудрецов объясняют Тору, Пророков и Писания таким путем, который приводит ученика к изучению устной Торы, то есть к тому, о чем мы молимся каждый день в благословении «Любовью великой» (перед чтением «Шма, Исраэль»): «…И дай сердцам нашим понимание, чтобы понимать и постигать (слова Торы), внимать им, учить и обучать, хранить, исполнять и воплощать с любовью все, о чем мы учим в Торе Твоей»]. Рамбам в Законах основ Торы (4:13) называет (знание устной Торы) «хлебом и мясом», имея в виду знания о запрещенном и разрешенном и подобное этому из других заповедей – то, что нужно человеку прежде всего, и благодаря чему он ведет разумную и сознательную жизнь по Торе. И это – большое благо, дарованное ему Всевышним ради заселения этого мира, чтобы получить в наследие жизнь мира будущего, – так говорит Рамбам. Как замечателен удел того, кто удостоится привести сыновей своих к изучению Гемары и вести их от успеха к успеху! Однако в любом случае каждый отец должен осознать необходимость обучить сына всем пяти книгам Торы с комментарием Раши, а не отдельным стихам или темам.

2) Нужно искать преподавателей, известных своим профессиональным мастерством и богобоязненностью, тщательно исполняющих заповеди и указания мудрецов Торы. Отцы должны быть уверены, что те воспитают их сыновей любящими Тору и богобоязненными, высоконравственными и с хорошими душевными качествами, любящими Царя и его законы. А также что они позаботятся приучить их сыновей стоять подобающим образом на страже заповедей и обычаев, – например, в благословениях на еду, питье и т.д., равно как в том, чтобы отвечать, как надлежит, на кадиш: Йеи шмей раба…, и в молитве, и в омовении рук и т. п. – так, чтобы привычка к исполнению заповедей Всевышнего, воспитанная в детстве, стала частью натуры, и чтобы, даже состарившись, человек не отступал от нее, как сказано: «Воспитывай юношу сообразно пути его, – и даже в старости он не свернет с него» (Мишлей, 22:6).

3) Так же, как каждый еврей обязан установить себе часы для изучения Торы, вовремя читать «Шма, Исраэль» и участвовать в общественной молитве, исполнять все заповеди, возлагаемые как на отдельного человека, так и на общину, – точно так и еще больше он обязан уделять время тому, чтобы следить и надзирать за воспитанием своих сыновей, заботясь, чтобы они получали воспитание на путях, которыми шли отцы наши издревле. Именно это всегда хранило нас и нашу Тору, чтобы не забылась она в Израиле. И ныне, когда из-за многих наших грехов множатся препятствия и воздвигающие их, – еще более, чем раньше, лежит на отцах обязанность остерегаться педагога негодного и недостойного и путей учебы, несовместимых с путями Торы. И долг всех, кто боится Б-га, советоваться друг с другом о том, как надлежащим образом следить и контролировать, чтобы выбирать преподавателей многоопытных, с хорошими душевными качествами, чтобы они знали и понимали, что страх перед Небесами – это первое и главное, что следует насаждать в душе ребенка вместе с Торой, которую они ему преподают, и что только таким путем можно удостоиться того, чтобы об их детях сказали: «Израиль, которым Я украшусь» (Йешаяу, 49:3).

4) Также и матерям, и всем людям следует хорошо разъяснять все, о чем сказано выше, – что от правильного еврейского воспитания зависит, будут ли их потомки настоящими евреями. Заповедь, возлагаемая на выступающих перед публикой, – разъяснять слушателям жизненную необходимость родительского надзора над воспитанием их сыновей именно там, где они изучают Тору, чтобы обучение проходило сообразно путям, которыми следовали наши отцы во все времена. И заслуга этой заповеди – «И повторяй их (слова Торы) сыновьям твоим» – станет защитой для всех, кто наставляет сыновей своих на путь Торы. И осуществится для них сказанное: «И все сыновья твои будут учениками Г-спода, и велико будет благоденствие сынов твоих» (Йешаяу, 54:13), и «Велико благоденствие любящих Тору Твою, и нет им препятствий. Уповал я на помощь Твою, Г-споди, и заповеди Твои исполнял» (Теилим, 119:165, 146).

Слова младшего из коаним, служителя служителей Всевышнего, написавшего и подписавшего это во славу Всевышнего и Торы Его.

Перевод – рав П. Перлов