Награда за воспитание

Награда за воспитание

С помощью Небес

Нет лучшей награды, чем награда за воспитание

Кто может сравниться с Авраамом по количеству заслуг? Он сам нашел истину и, найдя ее, призывал к ней весь мир, творил безграничное милосердие всем окружающим и был рад выполнить волю Творца во всем, что Он прикажет. Несмотря на это, из всех многочисленных заслуг Тора особенно подчеркивает именно заслугу воспитания детей и обучения их «соблюдать путь Г-сподень». Из этого Зоар (Берешит, 188б) учит, что нет лучшей награды в Будущем Мире, чем награда тому, кто воспитывает своих детей идти по дороге Творца. Зоар говорит, что такому человеку не будет стыдно, когда на Небесном Суде будет дано слово его обвинителям.

И наоборот – тот, кто не прикладывает силы, чтобы воспитать своих детей в Б-гобоязненности, будет сурово наказан за это. Виленский Гаон в послании жене пишет: «… не дай Б-г, за испорченность детей будут серьезно наказаны отец и мать». Он продолжает, что «даже если ты будешь постоянно воспитывать их (идти по правильному пути), но они не примут (этого воспитания), какой страшный стыд, горечь и позор будет этому человеку в будущем мире». Т. е., несмотря на то, что, несомненно, родители, которые прикладывали все силы хорошо воспитать своего сына, не получат наказание, если не преуспели в этом, они, все же, будут испытывать чувство стыда в будущем мире. Рамбам (Законы Соты, 4:19) пишет, что: «тот, кто не обращает внимания на то, что делает его жена, дети и домочадцы, не предостерегает их и не следит за их поступками всегда, пока не убедится, что они совершенны и свободны от всякого греха и проступка, – сам является грешником».

Почему же в Небесном Суде относятся к воспитанию детей с такой большой серьезностью? Ответ на этот вопрос мы сможем получить, обратившись к вышеупомянутому посланию Виленского Гаона. В нем Гаон, поясняя суровость наказания родителей за плохое воспитание, приводит стих из Торы, говорящий про развратную девушку (Ваикра, 21:9): «Своего отца она порочит». Он также приводит слова Талмуда (Санедрин, 52а), что грешника, сына праведника называют: «грешник, сын грешника». Из этого мы видим, что сын считается частью и продолжением своих родителей, и поэтому духовное состояние сына имеет сильное влияние на приговор его родителей.

Рав Хаим Каневский в книге «Орхот Йошер» (глава «Воспитание детей») пишет, что его отец, великий мудрец Торы, гаон Стайплер, советовал родителям учить с детьми, начиная с семилетнего возраста, какую-то книгу по мусару. Стайплер утверждает, что даже ежедневного изучения в течение пяти минут достаточно, чтобы приучить их осознавать, что у мира есть Хозяин, волю Которого мы обязаны выполнять, что жизнь человека не вечна и, в конце концов, он предстанет перед Всевышним, чтобы дать отчет за все свои поступки. Стайплер говорил, что для изучения с детьми нужно выбрать какую-то легкую книгу, к примеру, «Орхот Цадиким», чтобы они смогли понять сказанное в ней. И таким образом постепенно они приобретут Б-гобоязненность, а трепет перед Творцом приведет их ко всем хорошим качествам. Такое изучение, несомненно, является действенным средством при обучении детей «соблюдать путь Г-сподень» и удостоит родителей большой награды.