Сугроб на крыше
Наверняка Вы знакомы с Илелем, великим мудрецом Торы, главой Санедрина. Он был человеком выдержанным и скромным. Самой большой радостью для Илеля были его семья и изучение Торы, а на жизнь он зарабатывал тяжелым трудом дровосека. Изо дня в день Илель рубил лес, вязал дрова и продавал людям. Вырученные деньги он делил на две части. Одну половину он оставлял для обеспечения семьи, а вторую половину отдавал на изучение Торы.
В наши дни каждый, кто хочет учить Тору, может это сделать без особых преград. Но во времена Илеля все было иначе. Занятия проходили в домах учения – бейт мидрашах. При входе в бейт мидраш стояли охранники, и каждый желающий поучиться должен был заплатить им за вход. Илель работал с радостью, с радостью платил за учебу, и с большим желанием учил Тору.
Однажды в пятницу утром Илель собрался рубить лес. В пятницу он работал до полудня, затем готовился к Субботе и отправлялся в бейт мидраш. По обыкновению он взял с собой свой скромный завтрак, вышел на улицу, а там – все в снегу. При такой погоде он не мог идти в лес, а в бейт мидраш – с удовольствием. От мысли, что сегодня он сможет учиться дольше, чем обычно, дорога в бейт мидраш казалась ему короче. Радость наполнила его сердце, он уже предвкушал удовольствие от изучения святой Торы. При входе его встретил охранник. Денег у Илеля не было, да и как их было заработать, если лес завален снегом?
Обычно Илель готовил монету заранее, на подходе, старясь сэкономить каждую секунду драгоценного времени. Сегодня же ему предстояло уговорить охранника позволить войти бесплатно. При случае он все вернет! Однако в ответ на просьбу Илеля прозвучал отказ: без оплаты никто не войдет внутрь. Илель не хотел уступать, но и охранник стоял на своем. Другой бы на месте Илеля ушел. Другой, но не Илель. Если нельзя войти внутрь, через дверь, то можно попробовать другой вариант. Илель решил забраться на крышу. Отсюда открывался потрясающий вид, но ведь не это было целью столь отважного поступка. Он прислонил ухо к окошку, через которое поступал свет в бейт мидраш. Отсюда Илель прекрасно слышал каждое слово раввина, который сидел на возвышении в окружении многочисленных учеников, сидевших полукругом. Те, что были сообразительней, сидели спереди. Они ловили каждое слово наставника, задавали вопросы, вели дискуссии. Была бы у Илеля возможность быть внутри, в теплом помещении, он бы занял место у самых ног мудреца. Хотя и здесь, на крыше слова Торы казались слаще меда. Они проникали в душу Илеля. Он чувствовал себя настолько хорошо, что не ощущал холода.
Снег медленно падал на землю, покрывая деревья, улицы, крыши домов. На улице было тихо. Мелодия Торы убаюкала Илеля, и он уснул. Снегопад продолжался. Солнце садилось за горизонт. В доме Илеля пахло Субботой. Стол был накрыт белой скатертью, субботние свечи и светильники зажжены, а Илель все еще не вернулся домой. Члены семьи решили, что он наверняка задержался в доме учения. Он мог углубиться в изучение Торы и даже не заметить, как пролетело время. Но в бейт мидраше Илеля не было.
Утром, с первыми лучами солнца евреи начали собираться на молитву. Это был первый миньян. Войдя в помещение, они обнаружили, что в нем темно. Светильники уже догорели, но через окно на крыше лучи света не проникали внутрь, спотыкаясь о непроходимую преграду. Комнату освещал тусклый свет, исходивший от углей, тлевших в печи. В отблесках этого света они заметили, что на месте окна вырос большой сугроб. В бейт мидраше начался переполох, сугроб имел очертания человека. Что делать? Молящиеся решили подняться на крышу и посмотреть, что это за странный сугроб. Поднявшись, люди обнаружили замерзшее тело. Аккуратно они спустили его в бейт мидраш.
Согласно еврейскому закону ради спасения жизни еврея разрешено нарушить святость субботнего дня. По постановлению раввина евреи принялись раздувать печь – нужно было отогреть замерзшее тело. Через какое-то время Илель отогрелся и пришел в себя, опасность миновала. К радости присутствующих его удалось спасти! И все же поведение Илеля казалось им очень странным. Зачем ему понадобилось лезть на крышу? Большинство людей не знало, какой ценой Илель зарабатывал деньги для оплаты за вход. Непросто было представить, что человек способен пойти ради изучения Торы на такое самопожертвование, да еще и зимой, в снегопад. Лишь Илелю было очевидно: ради любви к Всевышнему, ради любви к Торе ни снег, ни вьюга, ни бедность не преграда. Вскоре Илель поправился и уже готов был вернуться к труду и изучению Торы.
После этого события было решено снять оплату за вход в бейт мидраш. Теперь каждый желающий мог уделить время для изучения Торы в кругу великих мудрецов.
А Илель, как прежде, продолжил свое ремесло и изучение Торы. Вскоре он стал великим мудрецом. Кто знает, может быть, он удостоился величия в Торе в заслугу своей настойчивости и истинного стремления. Он основал ешиву, возглавил еврейский народ и вошел в историю под именем Илель а-Закен.
Подготовила Х. Бройтман.