Цепочка передачи Традиции

Цепочка передачи Традиции

Цепочка передачи Алахи

Когда мы учим Тору, мы постоянно узнаем о разных заповедях (мицвот) – повелениях а-Шема, которые мы, евреи, должны выполнять. Но откуда мы знаем, как именно выполнять эти мицвот? Почему не спорят тысячи евреев о том, как правильно делать «нетилат ядаим» – омовение рук по утрам, или зажигать свечи, или делать Киддуш? Почему мы все знаем, что такое «кашрут» (законы о разрешенной и запрещенной пище) и что такое «цниут» (законы скромности)? – Для ответа на все вопросы «как правильно?» у нас есть еврейский закон – Алаха. Но откуда взялась наша Алаха, и почему мы уверены, что Алаха объяснит нам, как выполнять заповеди правильно? Попробуем ответить на этот вопрос:

Первая мишна трактата «Авот» («Пиркей Авот») передает нам в подробностях порядок передачи Торы через Моше Рабейну – последующим поколениям.

И вот как говорит об этом мишна: «Моше получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа, а Йеошуа – старейшинам (зкеним), а старейшины – пророкам (невиим), а пророки – мужам Великого Собрания (аншей кнесет а-гдола)». Каждое поколение обучало Торе следующее поколение, идущее за ним.

Тора Письменная и Тора Устная

Тора дана нам в двух частях: письменная и устная. Письменная Тора – это 5 книг Торы, которые так и называются – Хумаш (от слова хамеш, пять), а Устная Тора – это все, что было сказано Моше Рабейну устно – чтобы объяснить Тору письменную, или какие-то дополнительные сведения, которые в ней не записаны.

Мишна

Раби Йеуда а-Наси собрал вместе все слова мудрецов-танаим, важные для сохранения существования Торы – так получилась Мишна.

Эти мишнайот учили мудрецы-амораим (которые были после танаим), и объяснили их, и добавили к ним новые законы, которые они учили устно.

Гемара – Вавилонский Талмуд

После того, как поколения стали еще слабее, Равина и Рав Аши (которые были из последних амораим) опасались, что объяснения Мишны могут быть забыты – тогда они составили Гемару –«Вавилонский Талмуд» (а в земле Израиля раби Йоханан записал «Иерусалимский Талмуд»).

Геоним и поским

С тех пор, как он был составлен, большие талмидей хахамим учили Вавилонский Талмуд, и добавили еще соображения (сварот) от себя, поэтому их называют рабонан савораим, а мудрецов после них – геоним. После геоним пришли поским ришойним – такие, как Риф, Рамбам, Рош и Тур, и написали книги по Алахе.

Шульхан Арух

Когда раби Йосеф Каро, один из больших мудрецов Сфарада, увидел, что людям трудно выводить закон (псак алаха) из слов первых поским, он составил одну большую книгу по алахе – «Шульхан Арух».

Раби Моше Иссерлис (Рамо), один из больших мудрецов Ашкеназа, добавил к нему алахические постановления и обычаи, которых придерживались в странах ашкеназа.

Алахические постановления в следующих поколениях

Книгу «Шульхан Арух» объясняли большие талмидей хахамим… И до сегодняшнего дня, постоянно, добавляются все новые вопросы по алахе – и большие поским умеют устанавливать ответ на них на основе «Шульхан Аруха».

…Почему, когда у нас возникает вопрос, мы идем к мудрецам, к поским, которые укажут нам решение нашего вопроса, почему не «ломаем голову» сами? Так велит поступать сама Тора: «к мудрецам, которые будут у тебя, иди, и слушайся всего, что они тебе скажут, не отступай от сказанного ими ни вправо, ни влево» – а-Шем специально написал это в Торе, ведь Он знал, что через мудрецов – по цепочке от Моше Рабейну – Он передаст все-все-все указания и объяснения для заповедей, написанных в Торе.

А знаете ли вы, что получается, если не верить всей нашей цепочке передачи Традиции? Были в разные времена такие евреи, которые сказали: «мы будем верить только в то, что написано в Торе Письменной, а Устную Тору – мы отрицаем, не будем ничего из нее соблюдать!» Такие люди во времена Второго Храма назвали себя цдуким (цадуккеи), они не доверяли словам мудрецов, и оспаривали все, чему те учили. Позже появились еще похожие люди – караимы. Они не послушались слов самой Торы, настолько были уверены в том, что они «сами с усами», и могут все понять лучше других… и что же из этого вышло? Цдуким отрицали, например, такую важную заповедь, как нисух а-маим – возлияние воды на жертвенник в Суккот, и отказывались участвовать в «Симхат бейт а-шоэва», радостном праздновании, о котором сказали наши мудрецы «кто не видел этого праздника – не видел настоящей радости», а праздник Песах они праздновали, только если он выпадал в Шаббат – так они «поняли» слова Торы… Караимы вообще не праздновали Хануку и Пурим, потому что эти праздники были установлены мудрецами, а в Шаббат сидели в темноте и ели холодную еду, чтобы выполнить повеление «не зажигай огня»… Так изменяли и отменяли они все больше заповедей, пока, в конце концов, они вообще перестали считать себя евреями, и теперь считаются отдельным народом, не имеющим с евреями ничего общего!

Не зря сказал а-Шем, что Он, Тора и евреи – навсегда вместе, – тот, кто отбрасывает Тору, даже если он отбрасывает только одну ее часть – в конце концов перестает быть и евреем!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ