Время не однородно. Всевышний специально выделил время перед Рош-аШана для тшувы. С самого начала месяца Элуль мы слышим звуки шофара, которые пробуждают наши сердца к раскаянию. Это время «Божественного Благоволения» – когда Всевышний особенно желает, чтобы евреи совершили тшуву. Наши мудрецы сказали: «Тем, кто идет к тшуве, ветер дует в их спину и помогает идти».
Рассказывают историю об одном человеке, который был повинен во многих серьезных преступлениях. Он воровал, грабил, лгал, ел некошерное, и вообще не замечал Субботу. Когда к нему пришла мысль о раскаянии, он отправился к Раву.
«Я согрешил против всего, что написано в Торе, – научи меня, как раскаяться, чтобы освободиться от старых грехов и не совершать новых».
Рав отвечал: «Если я покажу тебе путь к раскаянию, который чрезвычайно труден, ты возьмешь его на себя?»
Тот сказал: «Даже если ты скажешь броситься в горящую печь!»
Тогда Рав спросил еще раз: «Путь, который я тебе собираюсь указать, еще труднее. Ты уверен, что хочешь пойти по этому пути?»
Еврей ответил: «Да»
Тогда Рав взял с грешника всего одну клятву.
Он сказал: «Иди домой с миром, ешь что хочешь, пей что хочешь, делай что хочешь, но если тебя спросят: «Что ты сделал?» – всегда отвечай правду. Вот твой путь к тшуве».
Человек поступил, как ему велел Рав. Он хотел опять украсть, но в последний момент подумал: «Если меня спросят: «Это ты украл?» – я должен буду признаться, и меня посадят в тюрьму». И не стал воровать. То же самое происходило, когда его дурные побуждения призывали его сделать что-то плохое. Из-за того, что он поклялся говорить правду, он много раз воздерживался от дурных поступков.
Но однажды, этот человек поддался злому побуждению и поступил дурно. Однако, когда его спросили об этом, он немедленно признался, и получил наказание, но намного меньше. Это признание спасло его от того, чтобы вновь увязнуть в грехе.
Прошло некоторое время, и этот еврей совсем перестал грешить, он привык жить по правде.
Ведь правдивость – предохранительная ограда, удерживающая человека от преступления. Путь к тшуве начинается с правдивого признания, и прежде всего самому себе. Главное, не пропустить свое время тшувы.