Введение в книгу Шмот.
Святая Тора разделена на пять книг. Закончив изучение первой книги – Берейшит, мы начинаем учить вторую книгу, Шмот.
Книга Берейшит называется также книгой Творения. Потому что все, что в ней описывается, – это часть процесса сотворения мира. Все события, которые происходят в этой книге, намекают также и на то, что произойдет в будущем. И ничего в мире не происходит без того, чтобы не было на это намека в книге Берейшит.
Это похоже на человека, который сажает косточку в землю. Со стороны не видно, что из этой косточки вырастет, но на самом деле, в генетическом коде этой косточки уже заложено все ее будущее развитие. Так же и в книге Берейшит – заложено все развитие мироздания.
В книге Берейшит были избраны праотцы еврейского народа, и им была дана особая миссия, которая должна повлиять на историю всего человечества. И точно так же, как невозможно изменить факт сотворения мира, так же невозможно отменить избранность еврейского народа.
Книга Шмот называется также книгой Избавления. Потому что в ней подробно рассказывается о том, как еврейский народ освободился от египетского рабства.
Недельная глава Шмот
Часть1
«И вот имена сынов Израилевых, вошедших в Египет» – с этих слов начинается книга Шмот. После этого, идет перечисление всей семьи Яакова.
Зачем в начале книги Шмот Тора опять перечисляет имена спустившихся в Египет, если это уже было сделано в конце книги Берейшит?
Мудрецы отвечают на этот вопрос следующим образом. Творец хотел показать этим повторным перечислением важность каждого человека, и Свою особенную любовь к нему. Когда спрашивают у учителя, который очень любит своих учеников, кто учится в его классе, он не ограничивается сухим ответом, вроде: «У меня в классе двадцать учеников», а отвечает, перечисляя их всех поименно: «У меня учится Яша, Йося, Ицик…».
Творец хотел показать нам, насколько важен для Него каждый человек. Ведь у каждого есть уникальная душа и неповторимые возможности. Никто не сможет познать волю Творца именно так, как это можешь сделать ты!
Вся картина мироздания напоминает большую мозаику, и у каждого из нас есть в ней своя часть. И если мы ее не заполним, то, какими бы прекрасными ни были другие части, все равно картина не будет полной.
Об одном великом мудреце рассказывают, что в детстве он собирал картинки с изображениями больших раввинов. Один раз, его мама наткнулась на этот альбом и открыла его. Среди портретов больших людей она нашла пустое место, под которым почерком ее сына было написано: «Если я буду хорошо учиться, то придет время, и моя фотография будет здесь.»
Еще в книге Берейшит наш праотец Авраам получил пророчество о том, что его потомки будут порабощены, и долгое время будут находиться в изгнании.
Мы не можем постичь истинных причин этого. Но некоторые объяснения Творец открыл мудрецам, а они открыли нам.
Говорят мудрецы, что для того, чтобы извлечь чистое золото, надо бросить брусок металла, в котором золото перемешано с железом, в раскаленную печь. И тогда, когда металл расплавляется, золото отделяется от других примесей.
Так сделал Творец и с евреями: перед тем, как выбрать народ, который будет Ему служить, и дать ему Свою святую Тору, Творец послал его в такую «плавильную печь». И после этого уже тот народ, который вышел из этой «печи», был на самом деле достоин своей великой миссии.
Недельная глава Шмот говорит и об исполнения страшного пророчества о порабощении, данного Аврааму.
Продолжение здесь.