Учим хумаш Берейшит – урок 13 – Йом Рвии, окончание.
טז וַיַּעַשׂ אֱלֹהִים, אֶת-שְׁנֵי הַמְּאֹרֹת הַגְּדֹלִים: אֶת-הַמָּאוֹר הַגָּדֹל, לְמֶמְשֶׁלֶת הַיּוֹם, וְאֶת-הַמָּאוֹר הַקָּטֹן לְמֶמְשֶׁלֶת הַלַּיְלָה, וְאֵת הַכּוֹכָבִים
Невозможно не заметить загадку внутри нашего посука: сначала сказало, что Всевышний создал два светила больших, и сразу после этого сказано – светило большее… и светило меньшее… что за история скрывается за этими словами? Ответ на загадки Торы письменной – как всегда – в устной Торе: мидраш об уменьшении Луны. Что можем мы выучить из этой истории для себя?
יז וַיִּתֵּן אֹתָם אֱלֹהִים, בִּרְקִיעַ הַשָּׁמָיִם, לְהָאִיר, עַל-הָאָרֶץ
Когда были созданы светила? А когда установлены на свои “места” в небосводе? Откуда мы это учим?
יח וְלִמְשֹׁל, בַּיּוֹם וּבַלַּיְלָה, וּלְהַבְדִּיל, בֵּין הָאוֹר וּבֵין הַחֹשֶׁךְ; וַיַּרְא אֱלֹהִים, כִּי-טוֹב
יט וַיְהִי-עֶרֶב וַיְהִי-בֹקֶר, יוֹם רְבִיעִי
Какие функции даны двум светилам – солнцу и луне? Какие случаи несоблюдения светилами их функций нам известны – работа светил во время Потопа, остановка солнца для Моше рабейну и Йеошуа бин Нуна…
История про то, как Всевышний ответил на молитву Накдимона бен Гуриона, и как луч солнца помог ему выиграть спор с жадным римлянином.