Продолжение. Начало здесь.
Недельная глава Шмот. Часть 2.
«И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа…»
Почему Тора, рассказывая о новом царе, упоминает первым делом тот факт, что он не знал Йосефа? Для того, чтобы объяснить плохое отношение нового царя к евреям. Пока Йосеф и его братья были живы, египтяне не смели поднять руки на евреев. Но, после смерти Йосефа и его братьев, и после того, как все поколение египтян, жившее вместе с Йосефом, ушло из мира, и никто уже не помнил, как Йосеф спас Египет от голода и обогатил страну, началась новая эпоха – слепой ненависти.
Первой, «внешней» причиной, которая привела к зависти и ненависти, было необыкновенное увеличение численности еврейского народа. Евреи спустились в Египет семьей из семидесяти человек, а теперь они превратились в десятки тысяч.
Еврейские женщины рожали по шесть детей одновременно. И хотя, обычно в каждом народе бывают бездетные пары, у евреев в Египте таких не было. Кроме того, евреи обладали сверхъестественной силой и были настоящими богатырями.
И это тоже было чудом, потому что часто, когда рождаются двое или трое сразу, то они маленькие и слабые. К тому же, обычно, когда в семье много детей, их тяжело прокормить, но евреи были очень богатыми, и не чувствовали никакой тяжести в содержании больших семей.
А второй, и основной, причиной было то, что евреи начали «учиться» у египтян. Когда евреи пришли в Египет, Йосеф поселил их в отдельном районе, в земле Гошен. Там евреи были далеки от влияния грешных египтян. Но после смерти Йосефа и его праведных братьев, евреи распространились по всему Египту, и начали учиться у египтян идолопоклонству и прочим мерзостям.
И тогда Всевышний послал ненависть к евреям в сердца египтян.
Фараон созвал своих советников на секретное совещание по «еврейскому вопросу».
В этом совещании участвовало три главных советника фараона: Билам, Иов и Итро.
Фараон открыл заседание и сказал: «Вы знаете, что со дня прихода евреев в Египет, они все больше и больше размножаются. На данный момент они очень сильны и многочисленны, и если так будет продолжаться, то может наступить момент, когда их станет больше, чем египтян. И это будет большой угрозой для нашего государства. К тому же, если наступит война, то евреи наверняка с радостью присоединятся к нашим врагам, и, победив нас, выгонят из Египта! Надо что-то сделать, чтобы это прекратить! Билам! Ты большой чародей, каков твой совет?»
Билам был большим злодеем, и только и ждал возможности навредить евреям. Он тут же поспешил высказать свое мнение: «Мой совет таков: надо изнурить их рабской работой, тогда они прекратят размножаться, да и времени, чтобы думать о восстании, у них не останется!»
«Ты отлично придумал!» – ответил Фараон, и продолжил, – «А что предложишь ты, Иов? Ты ведь великий мудрец!»
Но Иов промолчал. Он знал, что нельзя творить такое зло, но он боялся высказать свое мнение вслух.
Тогда фараон попросил третьего советника, Итро, высказать свое предложение. И Итро сказал: «Я считаю, что ни в коем случае нельзя приносить вред евреям. Ведь на протяжении всей истории тот, кто вредил им, получал большое наказание от Всевышнего. Фараон, который взял их праматерь Сару, был наказан проказой, царь Авимелех пытался забрать Ривку, – и тоже был страшно наказан. Двое из них перебили целый город, после того, как его жители пытались забрать у них сестру. Поэтому мой совет – оставить их в покое!»
Как только фараон услышал это, он страшно разозлился и приказал бросить Итро в тюрьму, а через какое-то время – казнить его.
Но Творец помог Итро, и он сбежал из тюрьмы и ушел из Египта в соседнюю страну, Мидьян.
Проследив за судьбами советников фараона, мы можем получить хороший урок. Билам, который советовал поработить и уничтожить евреев, был убит на войне. О том, как это произошло, мы будем учить в одной из глав книги Шмот.
Иов, который промолчал, был обречен на тяжкие мучения, но, когда он осознал свою ошибку, Творец простил его, и дал ему опять хорошую жизнь.
Об этом подробно рассказывается в книге Иова.
А Итро, который, несмотря на опасность, заступился за евреев – удостоился присоединиться к еврейскому народу. И из его потомков вышли большие мудрецы Торы, которые сидели во вратах Храма и судили народ.
Пути Г-сподни неисповедимы, и мы не всегда можем проследить всю цепочку событий. Но мы знаем, что в конце концов, Творец наказывает грешников и награждает праведников.
Окончание здесь.