НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ЦАВ.
БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ КОРБАН.
В четырех случаях еврей обязан принести корбан «тода» – благодарности. Если он вышел на свободу из тюрьмы, если переплыл море без вреда для себя, если благополучно перешел пустыню и если выздоровел от тяжелой болезни.
Мудрецы, благословенна их память, нашли намек на эти четыре случая в слове «חיים» (хаим) – жизнь. Буквы этого слова соответствуют первым буквам слов, обозначающих все четыре опасности, спасшийся от которых обязан принести благодарственный корбан. Буква «хэт» намекает нам на слово «хавуш» – арестант в тюрьме. Две буквы «йюд» намекают на «йорэд мидбар» – перешедший пустыню и «йям» – переплывший море, а последняя буква «мэм» на слово «махала» – болезнь. Все четыре случая, кода наша жизнь подвергается опасности, а а-Шем спасает нас от нее, мы приносим благодарность а-Шему.
Когда стоял в Иерусалиме прекрасный Храм, то мы могли принести в нем «корбан тода» – приношение благодарности а-Шему. Приносящий этот корбан, приглашал всю свою семью и друзей на большое празднество, на котором вместе со всеми славил и благодарил а-Шема за все чудеса спасения.
Благодарственный корбан очень любим а-Шемом. О том, почему а-Шему так приятен этот корбан рассказывают сказку-машаль про царя.
Жил-был великий царь, властвовавший над многими странами. Однажды устроил он большой пир, и пригласил на него всех министров, слуг и рабов, находившихся в его дворце.
Наевшись и напившись, стали все приглашенные один за другим приносить подарки великому царю.
Первым подошел главный министр с огромным подарком в блестящей коробке с лентами и цветами. Он низко склонился перед царем и произнес: «Ваше величество! Вот мой подарок любимому царю! Да живет великий царь вечно!»
За ним подошли все остальные министры, каждый со своим подарком в прекрасных коробках.
Царь сидел на троне в драгоценных одеждах и с золотой короной, украшенной жемчугом и бриллиантами, на голове. Он внимательно выслушивал каждого из дарящих. Вот , после министров подошли слуги, садовники, повара, уборщики – все один за другим несли красивые подарки.
Царь был доволен подарками и видом всех своих слуг, почтивших его в этот радостный день.
Вдруг, когда все уже прошли перед царем, раздался громкий стук у дверей дворца… Все притихли.
– Ступайте, – сказал царь, – Посмотрите, кто там стучит!
Слуги побежали исполнить приказ, и вскоре вернулись со словами:
– Ваше величество! Чужой незнакомый нам человек просит разрешения войти к царю.
– Впустите его! – подумав решил царь.
В тронную залу вошел человек в простых одеждах и с маленьким свертком в руках. Он низко склонился перед царем и запинаясь от смущения сказал:
– Я… я только хотел бы подарить дорогому царю свой подарок.
Все молча смотрели на пришедшего. Царь ласково посмотрел на простака и громко провозгласил:
– Мне нравится этот подарок! Посадите этого человека рядом со мной и дайте ему лучшие блюда и дорогое вино.
Почему царь оказал простаку такой почет?
Дело в том, что царь знал, каждый из его министров и слуг, принося свой богатый дар, надеялся на ответную милость царя. Одному хотелось получить награду, другому более важный пост, третий хотел прощения за совершенный проступок, четвертый прибавки к жалованию…
Но чужой человек, которого никто никогда прежде не знал и не видел во дворце, ничего не ждал от царя. Он принес свой скромный дар просто так – из любви к царю. И эта то бескорыстная любовь была так приятна в глазах царя!
Смысл этой притчи в том, что благодарственный корбан дорог в глазах Царя царей – а-Шема потому, что все остальные корбанот приносятся ради какой-нибудь выгоды. Чтобы получить прощение за совершенный грех или ради богатого урожая в будущем году. Но благодарственный корбан приносится без всякой надежды на выгоду в будущем. От чистого сердца и в благодарность за избавление от опасности в прошлом. Чтобы оказать честь и уважение а-Шему.
Сегодня, когда у нас нет Храма, и мы не можем приносить корбанот, спасшиеся от опасности приходят в синагогу. Когда собирается побольше евреев, и в синагоге прочитают отрывок из Торы, выходит к возвышению, где лежит свиток Торы, спасенный а-Шемом еврей, и громко произносит слова благодарности а-Шему перед всеми собравшимися. Некоторые устраивают после этого праздничную трапезу благодарности «сеудат одайя» для всех желающих.
Недельная глава Цав для детей