С Б-жьей помощью.
Недельная глава Ваякель.
К Шалому приехал его двоюродный брат Артур из далекого Волгодонска. Приехал, конечно же, не один, а с папой и мамой, которая и была родной сестренкой папы Шалома. Первым делом, папа Шалома дал дяде Володе и Артуру кипы, а тете Кларе мамину шапочку, чтобы прикрыть волосы. Все-то удивляло гостей! Зачем кипа? Почему Шабат? Для чего благословения? Кому и зачем надо молиться?
Пока взрослые разговаривали о своих важных взрослых делах в гостиной, Шалом повел Артура в детскую комнату. Он показал гостю свои игрушки и книжки, подарил альбом с наклейками, на которых были изображены все синагоги Иерусалима и научил считать на иврите до десяти. Артура заинтересовала большая картина со свечами Шабата, висевшая на стене над столом.
– Что там написано? – спросил Артур.
– Там строки из Торы, – ответил Шалом и перевел их на русский язык: «Шесть дней исполняй работу, а в седьмой день будет для вас святыня, суббота прекращения работ а-Шему…».
– Зачем прекращать работу в субботу? – удивился Артур.
– По той же причине, по которой мы обязаны исполнять ее в шесть рабочих дней, – ответил Шалом, – так повелел нам а-Шем. Ведь мы его посланцы в этом мире, как ангелы!
– Ангелы? Это такие с крылышками? – засмеялся Артур.
– Вовсе нет. Ангелы, а на языке Торы их называют малахим – это посланцы а-Шема. Увидеть их никак невозможно. Только великие праведники и пророки могут видеть такие святые вещи. У ангелов нет тела, как у нас. Они целиком состоят из того духовного огня, который окружает а-Шема. Когда а-Шем хочет сказать или сделать что-нибудь людям, Он создает малаха-посыльного, который исполняет его повеление. Ведь Сам а-Шем настолько духовный и святой, что наши тела не могут выдержать, если Он откроется нам прямо без посланника. Как свечка из воска сразу тает, если положить ее рядом с большим костром! У каждого человека, у каждой зверушки, у каждой травинки и листочка есть свой малах. Ведь все мы сотворены а-Шемом – весь мир! Но а-Шем дал нам ум и силу, чтобы мы могли тоже исполнять его повеления. Когда мы их исполняем – мы становимся Его посланцами, как малахим. Работа, про которую написано на картине – это не любая работа, а только та, что называется мелаха. Та, которую а-Шем послал нас делать в этом мире. Когда а-Шем вывел нас из Египта, и мы шли по пустыне, то Он повелел нам построить Святилище – Мишкан. Тридцать девять мелахот необходимо было исполнить, чтобы построить этот переносной Храм-Мишкан. А-Шем сказал, что исполнять эти мелахот можно только в будние дни, а в Шабат Он запретил их. Даже для строительства Мишана запретил! Тем более для наших собственных дел. Поэтому в субботу мы не делаем ни одной из этих мелахот. За то, что мы выполняем то, что велел нам а-Шем, Он даст нам огромную награду в саду Эдена, когда мы завершим всю свою работу на земле. И это большая честь быть посыльными самого а-Шема, Царя царей, Создателя всего мира!
– Мне никогда про это не рассказывали, – огорчился Артур, – Наоборот, говорили, что Б-ога нет, и смеялись над теми, кто в Него верит. Ведь Его невозможно увидеть или пощупать.
– Ум тоже невозможно увидеть или пощупать, – ответил Шалом, – но мы в точности можем сказать, у кого он есть, а у кого нет! Разве может такой сложный и огромный мир появиться сам собой?
Артур подумал и согласился, что такой сложный и прекрасный мир никак не мог появиться случайно.
– Жаль, что я ничего не знаю про а-Шема и Его повеления. Наверное, мне никогда не выучить все это так, как знаешь ты…
– Стоит только начать учить, и а-Шем поможет в этом. Ведь Он сказал «Приоткройте для меня свои сердца хотя бы чуть-чуть, как у тоненькой иголочки щелочка для ниточки! И Я открою ваши души мудростью, как огромные ворота!». Ты знаешь, Артур, что главным строителем Мишкана стал Бецалель, которому было всего тринадцать лет – совсем немного старше нас с тобой! Он так сильно хотел отдать все свои силы для строительства Святилища, что а-Шем решил дать ему мудрость больше, чем у всех остальных евреев, строивших Мишкан. Когда человек очень хочет исполнить волю а-Шема – а-Шем всегда помогает ему.
Давным давно жил великий праведник, которого звали раби Ханина бэн-Доса. Был он очень беден, но всегда весел и старателен в испонении заповедей. Однажды увидал раби Ханина, как множество евреев несут в Иерусалим подарки и приношения для Храма. И так ему захотелось тоже сделать что-нибудь для этой святого труда. Но что может принести в Храм такой бедняк? Подумал раби Ханина и отправился за город. Нашел он в поле огромный камень и стал обтесывать его так, чтобы вышел ровным и аккуратным, с красивой каймой по краям. Такой камень называется «эвен месутат» – окаймленный камень. Из таких камней строился сам Храм, стены вокруг него, здания для различных нужд вокруг Храма… Решил раби Ханина принести этот камень в дар а-Шему для Его Святилища-Храма. Но когда он закончил отделку камня, то увидал, что один не может поднять его и отнести в Иерусалим. Попросил раби Ханина помощи у людей, проходивших мимо. Сказали прохожие, что готовы отнести камень за большую плату. Таких денег не было у бедняка. Стал он сам перекатывать камень с боку на бок в сторону Иерусалима. Тяжела была эта работа. Долгие месяцы, а может и годы, надо было так трудиться, чтобы докатить камень до Иерусалима! Вдруг, кто-то тронул раби Ханину за плечо. Оглянулся праведник – стоят рядом с ним могучие грузчики – носильщики.
– Мы готовы помочь тебе за небольшую плату, – сказал старший из них.
– Жаль, что у меня есть всего несколько медных монет, – огорчился раби Ханина.
– Мы готовы помочь тебе за эту плату, но только если ты и сам станешь помогать нам в работе!
Обрадовался раби Ханина, взялся вместе с грузчиками за камень и… В тот же миг все они оказались в Иерусалиме! Не поверил своим глазам раби Ханина. Потер он руками глаза, чтобы убедиться, что не показалось ему, будто он оказался в Иерусалиме так быстро… Стоит он посреди улицы, ведущей прямо к Храму! Оглянулся он, чтобы поблагодарить чудесных помощников и заплатить им обещанную плату. Нет никого рядом с ним!!! Заволновался праведник, ведь он обещал заплатить своим неожиданным помощникам. Пошел он спросить у мудрецов, сидящих в Верховном Суде – Санхедрине, в гранитной зале «лишкат а-газит», что рядом со Святилищем, что же теперь делать с деньгами, обещанными им грузчикам за работу? Мудрецы выслушали раби Ханину, осмотрели камень и решили, что чудесные грузчики были посланы праведнику в помощь самим а-Шемом. Не людьми они были, но ангелами – малахим! Приняли коэны прекрасный обработанный камень для замены обветшавшего в одной из стен вокруг Храма. А деньги раби Ханина, по решению мудрецов, пожертвовал нуждающимся.
Шалом раскрыл Хумаш и стал показывать Артуру буквы Торы. Через несколько дней Артур уже сам мог прочесть слова Торы, и с интересом слушал объяснения Шалома, который рассказывал ему все, что сам знал.