Недельная глава Ваехи
Часть 1
Со дня смерти первого человека, Адама, и до Яакова, люди не болели – ни в старости, ни перед смертью. Просто, когда приходило время, и человек должен был умереть, он чихал – и тут же падал замертво.
Поэтому люди очень боялись, когда кто-то чихал. Они знали, что, если человек чихает – значит, это последние секунды его жизни (и поэтому до сих пор принято говорить «будь здоров!» человеку, который чихнул).
Но Яаков-авину помолился Творцу и попросил Его, чтобы люди болели перед смертью – он хотел дать им возможность успеть раскаяться в грехах, и оставить своим детям завещание. И его молитва была принята! А сам он стал первым человеком, который заболел пред смертью. До этого момента Яаков был всегда здоров, и полон сил, и, как только он заболел, он понял, что скоро покинет этот мир.
Яаков позвал Эфраима, своего внука, и попросил его пригласить к нему Йосефа.
Эфраим поспешил к отцу. Само то, что Эфраим появился у него, уже насторожило Йосефа, так как Эфраим постоянно находился в доме у Яакова, ухаживая за ним и изучая у него Тору. Эфраим передал просьбу дедушки.
И хотя Йосеф был в тот момент очень занят правительственными делами, он незамедлительно оставил всё, и отправился к отцу.
Праведный Йосеф зашёл в комнату отца, и его глаза наполнились слезами. Лицо Яакова сияло, но было видно, что он очень слаб.
«Йосеф! Мой мудрый сын!» – улыбнулся Яаков сыну, – «Хорошо, что ты поспешил ко мне. Мои дни сочтены, и я хочу, чтобы ты пообещал мне кое-что».
Йосеф опечаленно слушал отца.
«Поклянись мне» – продолжал Яаков, – «что ты не похоронишь меня в земле Египетской, а только – в святой земле Израиля. Я хочу быть похоронен в пещере Махпела, вместе со своими отцами. Я знаю, что только ты в состоянии выполнить мою просьбу, ведь ты – правитель Египта»
Йосеф удержался от плача, и поклялся отцу выполнить его волю.
Когда Яаков услышал это, он поднялся с кровати и поклонился сыну. Так сбылся второй сон Йосефа…
После этого, Йосеф вынужден был снова покинуть отца, и вернуться к себе во дворец.
У Яакова было несколько причин, чтобы желать быть похороненным в Святой Земле.
Во-первых, он знал, что через двести десять лет, во время десяти казней, Египет будет поражён вшами, и вся Египетская земля будет ими кишеть. И он не хотел, чтобы его тело пострадало от этого.
Во-вторых, Яаков хотел быть похоронен рядом со своими отцами, в Святой Земле.
А в-третьих, Яаков боялся, что, если он будет похоронен в Египте, египтяне превратят его могилу в место идолопоклонства, и будут ему поклоняться.
Часть 2
Йосеф вернулся к себе во дворец. Но, через пару дней, Эфраим опять прибежал к отцу и рассказал ему, что состояние Яакова ухудшилось.
Йосеф понял, что откладывать нельзя, и, взяв с собой двух своих сыновей, поспешил к отцу, чтобы успеть получить благословение перед его смертью. Потому что таков путь праведников – благословлять детей перед уходом из жизни.
Яаков лежал на кровати, ослабленный болезнью. Когда Йосеф с сыновьями вошли, Яаков собрался с силами и сел.
«Йосеф! Мой дорогой сын!» – начал беседу Яаков, – «Когда я возвращался из Харана, я получил пророчество, что от одного из моих сыновей произойдет два колена, и, таким образом, он получит двойной надел в земле Израиля». У Яакова было двенадцать праведных сыновей, потомство которых, размножившись, образовало двенадцать колен, которые все вместе составили единый еврейский народ. Все сыновья Яакова знали, что придет время, и их потомки выйдут из Египта, и получат в наследие Святую Землю. Земля будет поделена между ними на наделы, и каждое колено получит свой.
Яаков продолжал: «И этот подарок я хочу дать тебе. Каждый из твоих сыновей станет отдельным коленом и получит свой надел в земле Израиля».
В тот момент Яаков открыл Йосефу ещё одну тайну, о которой никогда с ним не говорил: «Я знаю, сын мой, что в твоём сердце есть небольшая обида на меня, из-за того, что я похоронил твою мать по дороге в Бейт Лехем, а не перевёз её в пещеру Махпела. Знай же, что таково было желание Творца. Потому что в будущем злодей Невузардан поведёт её потомков в изгнание и, по дороге, они будут проходить мимо её могилы. Когда они увидят могилу праматери Рахели, они начнут со слезами молиться там, и Рахель сама тоже помолится Творцу – и тогда Он, услышав их молитвы, пообещает вернуть пленников обратно, на свою землю».
После этого Йосеф подвёл своих сыновей к отцу, чтобы тот благословил их. И, поскольку правая сторона значительнее левой, то под правую руку Яакова Йосеф поставил своего первенца Менаше, а под левую руку – Эфраима.
Но Яаков поменял положение своих рук, положив правую на голову Эфраиму, а левую – на голову Менаше. Йосеф подумал, что зрение отца ослабло, и сказал, что отец, наверно, ошибся.
Но Яаков, улыбнувшись, ответил: «Это не ошибка, сын мой. С помощью пророческого дара мне стало известно, что из колена Эфраима выйдет большой пророк и праведник. Благодаря своей праведности, он сотворит великие чудеса. Он остановит солнце и луну, и таким образом прославится на весь мир!»
«Но не переживай за Менаше» – успокоил сына Яаков – «из него тоже выйдут праведники, и он тоже будет большим коленом».
И Яаков благословил внуков:
«Ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит отроков, и да будут называться именем моим и именами отцов моих, Авраама и Ицхака, и да расплодятся они во множестве, как рыбы. Тобою будут благословлять евреи своих детей, говоря: “да сделает тебя Б-г таким, как Эфраим и Менаше”».
Яаков благословил Эфраима и Менаше, чтобы ангел Всевышнего, который охранял его всю жизнь, продолжал теперь охранять их. И чтобы они были всегда праведны и достойны имени своих святых праотцев. К тому же Яаков благословил их, чтобы они размножились, как рыбы.
Почему именно как рыбы?
Объясняют мудрецы, что рыбы находятся под водой, где их не видит человеческий глаз, и поэтому на них не действует сглаз. То есть, никто не видит их – и не завидует им, не смотрит на них «недобрым глазом». А такой не добрый глаз, может не хорошо повлиять на человека.
Яаков также благословил внуков, чтобы их именами евреи благословляли своих детей. И на самом деле, до наших дней, в вечер субботы еврейские отцы благословляют своих сыновей этими словами: «Да сделает тебя Б-г таким, как Эфраим и Менаше».
Спрашивают мудрецы, почему Яаков хотел, чтобы евреи во всех поколениях благословляли детей, желая им быть именно как Эфраим и Менаше, а не как, к примеру, Реувен и Шимон? Ведь все дети Яакова были большими праведниками!
Объясняют мудрецы, что, благодаря пророческому дару, Яаков знал, что его потомству предстоит находиться длительные периоды жизни в изгнании, среди разных народов. И среди этих народов будет много злодеев и идолопоклонников. Яаков хотел, чтобы Творец дал его потомству особую силу – находясь среди духовно нечистых людей, – сохранять свою святость. И именно в этом была особенность Эфраима и Менаше. Ведь все остальные дети и внуки Яакова выросли в его доме, учились прямо у самого Яакова, а дети Йосефа выросли в полном идолопоклонства Египте, и, несмотря на это, они были очень праведными.