Все ближе и ближе великий праздник! Праздник дарования Торы – Шавуот! В шестой день месяца Сиван мы празднуем день рождения нашего народа. До дарования Торы мы были семьей Яакова, после получения Торы – мы стали народом Торы!
Рассказывают притчу про верного слугу, которому царь пообещал дать дорогую награду через пятьдесят дней. Каждый день слуга перед сном отмечал, сколько дней из обещанного царем срока уже прошло. И с каждым днем нетерпение его было все сильнее. Он чистил свою одежду, в которую собирался одеться в день получения царского подарка. Придумывал, какими словами поблагодарит царя. И гадал, что же за подарок может дать ему царь? Когда пришел долгожданный день, слуга оделся в самую лучшую одежду, причесался, почистил зубы и до блеска начистил башмаки… Каково же было его счастье, когда он получил от царя самый дорогой подарок – дочь царя в жены!!!
Так и мы готовимся к празднику Торы. Мы считаем дни от Песаха до Шавуота, с нетерпением ожидая величайшего дара Царя царей – а-Шема. И те, кто подготовит себя к этому замечательному дню, по праву получит Тору – как невесту и дочь Царя!
Еврей не может жить без Торы ни одного дня, как рыба не может жить без воды. Давным-давно, когда на Земле Израиля хозяйничали злодеи римляне, обижая и притесняя наших праотцов, жил в городе Бней-Брак великий мудрец раби Акива. Когда римский кейсар издал указ, которым запретил под страхом смерти обучать Торе евреев, раби Акива не послушался римского указа, и продолжал обучать Торе своих многочисленных учеников у всех на виду.
– Как ты можешь нарушать приказ кейсара? – испуганно спросил его сосед по имени Папус, – Неужели ты не боишься, что римляне убьют тебя за Тору?
– Я расскажу тебе притчу, – ответил Папусу раби Акива:
Шел хитрый лис по берегу реки и увидел, как в реке мечутся из стороны в сторону испуганные рыбы. «Чего вы боитесь», – спросил лис. «Мы спасаемся от рыбаков с сетями и удочками» – отвечали рыбы. «Я помогу вам!», – сказал лис, – «Вылезайте на берег, и я спрячу Вас в надежном месте! Мы с вами станем жить дружно и вместе, как мои деды с вашими дедами!». И хитрющий лис облизнулся… «И это про тебя говорят, будто ты умнейший из зверей?» – удивились рыбы, – «Слова твои показывают, что ты глуп! Если даже в воде, где только и могут жить рыбы, мы должны спасаться от людей с сетями и удочками, то что нас ждет на берегу, где мы умираем без воды? И где ты видел, чтобы рыбы жили вместе с лисами?!»
– Так и евреи, – сказал раби Акива Папусу, – Если даже уча Тору мы должны опасаться злодеев – потомков Эсава, то если мы оставим Тору – мы тем более потеряем всякую защиту от врагов! Как рыбы без воды – евреи не могут выжить без Торы!
Прошли дни, кейсар узнал о том, что раби Акива продолжает учить Тору со своими учениками у всех на виду, и приказал схватить его. Схватили раби Акиву и заперли в тюрьму… И кого же в тюрьме встретил раби Акива? Папуса!!!
– Что ты здесь делаешь? – удивился раби Акива.
– Меня схватили и посадили в тюрьму римляне, чтобы забрать себе мой красивый большой дом и все мои деньги! – заплакал Папус, – Счастлив ты, раби Акива, что тебя бросили в тюрьму за исполнение великой заповеди а-Шема! И горе мне, Папусу, что я попал в беду из-за пустых вещей!!!
Все евреи, от малышей до стариков, любят учить Тору. Нет слаще Торы ничего на свете! Но дороже всего для а-Шема слова Торы, которые произносят малыши. Ведь взрослые уже успели совершить в своей жизни хотя бы один грех, а малыши – чисты и невинны, без малейшего греха. Губы малыша, произносящего слова Торы, без всякой примеси греха – самая дорогая благодарность для а-Шема. Малыши из Дома Учения называют их, а на иврите это звучит: «Тинокот Шель Бэйт Рабан», или сокращенно – «ТаШБаР». Молитва и Тора «ТаШБаР» могут делать настоящие чудеса, спасая еврейский народ от всех бед!
Прежде, чем дать Тору, а-Шем спросил у каждого из народов, хотят ли они получить ее. Все народы, жившие до Авраама, поклонялись идолам и не хотели знать Торы. К потомкам Авраама и его родича и ученика Лота обратился а-Шем:
– Хотите ли вы получить Тору? – спросил а-Шем у потомков Эсава.
– А что в ней написано? – поинтересовались эдомейцы.
– В ней написано, что нельзя убивать! – ответил а-Шем.
– Наш прародитель Эсав получил благословение «мечом своим будешь жить!» – ответили а-Шему эдомейцы, – Мы хотим убивать и грабить! Мы не хотим принимать Тору!
– А вы хотите получить Тору? – спросил а-Шем у арабов.
– А что в ней сказано? – забеспокоились ишмаэлиты.
– В ней сказано, что нельзя воровать! – ответил а-Шем.
– Наш праотец Ишмаэль получил благословение «его рука на всем!» – сказали ишмаэлиты, – Мы не можем жить без воровства! Не надо на Торы!
– Может быть, вы хотите получить Тору? – спросил а-Шем у потомков Лота.
– А о чем там говорится? – удивились моавиты и амонитяне.
– Тора запрещает жениться на близких родичах! – ответил а-Шем.
– Наш прадедушка Лот женился на двух своих дочерях! – засмеялись моавиты и амонитяне, – И мы тоже не хотим соблюдать законы Торы!
Тогда а-Шем спросил у евреев: – Хотите ли вы принять Тору?
– Исполним и будем изучать все, что Тора повелевает нам! Наасэ вэ-Нишма! – обрадовались евреи.
В тот же час спустились с Небес ангелы а-Шема и каждому еврею надели по две драгоценных короны. Одну за обещание исполнять (Наасэ) законы Торы, а другую за обещание изучать (Нишма) ее заповеди!
Где же Я дам евреям Тору, подумал а-Шем. И тотчас же заволновались все высокие горы!
– Я красивее всех, – заявила гора Кармель, – На мне а-Шем даст Тору евреям!
– Не на тебе, а на мне, – возразила гора Тавор, – Я и красивее и удобнее!
– Вот еще! – возгордилась гора Башан, – Нет красивее меня, и на мне а-Шем даст Тору!
И только гора Синай ничего не сказала. Скромно молчала она на своем месте. Ведь не высока она и не красива, как великие горы Земли Израиля…
– Чем вы гордитесь, горы-зазнайки? – возгласил а-Шем, – не на вас я дам Тору евреям, но на горе Синай за ее скромность. Лишь тот, кто скромен, заслуживает Торы!
И а-Шем украсил гору Синай прекрасными цветами, чтобы на ней открыться народу Израиля и даровать нам Свою Тору!
Семь недель от Песаха до Шавуота готовили себя евреи к получению Торы. Долгий путь прошли мы по пустыне от Египта до горы Синай. На каждой из остановок проверял нас а-Шем, готовы ли мы уже принять великий дар Небес? На пути к горе Синай случались с нами разные испытания. Были среди них и ссоры, и споры, и победы и неудачи… Но когда мы подошли к горе Синай – все мы оказались едины и готвы к принятию Торы. Весь народ – как один человек с единым сердцем! Увидал а-Шем, какой мир, дружба и единство стали в среде народа Израиля, и сказал Он Моше: «Иди, и объяви евреям, что пришло время получит самый дорогой подарок а-Шеа – святую Тору!»
– Вы, евреи, будете Мне народом священнослужителей – святым народом, избранным для служения Творцу! – сказал а-Шем.
Однажды сидел великий еврейский мудрец по имени Рава на камне и пытался понять глубину слов Торы. Так он напрягся в своих мыслях, что не заметил, как наступил башмаками на свои руки… Да так сильно наступил, что из пальцев рук пошла кровь! Но и тут Рава не почувствовал боли и не заметил ничего – так увлечен он был словами Торы и глубиной их мысли!!!
Пробегал мимо чужак по своим делам. Увидал Раву, остановился и сказал:
– Что за торопливый народ вы, евреи! Куда вы спешили, когда сказали «Исполним!» прежде, чем «Выучим!» ?! Прежде надо было узнать, не слишком ли тяжела Тора, чтобы понять ее. Сможете ли вы ее исполнить… А уж потом решать, стоит ли ее принимать или нет.
Ответил ему Рава:
– Мы не хитрим с а-Шемом, мы любим Его и верим Ему, что не даст он нам такого подарка, который мы не смогли бы удержать! Про нас сказано в книге Мишлей «чистота прямодушных ведет их верным путем». Вы же – коварные хитрецы, думающие про а-Шема, будто Он, благословенно Имя Его, хочет сделать вам зло… Про вас сказано там же «злодейство коварных погубит их самих». Нас ждет великая награда в Олам а-Ба (грядущем мире), а Вы исчезните из этого мира и не получите ничего…
Все, что а-Шем повелевает нам сделать, мы готовы немедленно исполнить. И мы стараемся понять, как можно лучше, смысл каждой исполняемой заповеди.
Последние три дня перед Дарованием Торы стали большим праздником для всех евреев. Их называют «йемей а-агбала» – дни ограждения. Когда а-Шем повелел Моше оградить гору Синай, чтобы никто по ошибке не наступил бы на святое место, с которого откроется нам а-Шем во всем Своем величии, и не получил бы наказания за осквернение этой огромной святости.