С Б.п.
Из книги р. Моше Вайсмана „ Сундук,наполненный сокровищами“ ( серия „Мидраш и в изложении для детей“), издательство Bnay Yakov Publications, Бруклин, Нью-Йорк, 2005
R. Moshe Weissman. The Little Midrash Says. Treasure Chest. A Collection of True Stories From Our Sages. Bnay Yakov Publications. Brooklyn, New York, 2005
Почему страдает праведник?[1]
Нахум Иш Гамзу славился своей великой праведностью и глубочайшими познаниями в Торе. Как же бывали поражены те, кто впервые видел его – ослепшего, лишившегося обеих рук и ног, с ног до головы покрытого уродливыми язвами! Он почти не мог двигаться, и о любой мелочи еми приходилось просить своих домочадцев.
За что же выпали на долю этого мудрого и праведного человека такие страдания? Оказывается, Нахум Иш Гамзу сам просил Вевышнего наказать его! Однажды он согрешил- и стал молиться, чтобы наказание постигло его в этом мире, чтобы потом он мог полностью насладиться своей долей в Мире Грядущем.
В один прекрасный день, когда праведника как раз навещали ученики, стены дома задрожали. Ученики очень испугались ,увидев, что дом вот-вот рухнет.
„Ребе,“ – закричали они. – „Ваша жизнь в опасности! Мы вынесем Вас наружу!“
„Не беспокойтесь за меня, дети мои,“ – отвечал Нахум Иш Гамзу.- „ Вынесите сперва вещи, а потом вернетесь за мной. Не бойтесь, пока я внутри, дом не обвалится.“
И ученики вынесли на улицу мебель, одежду еду – и только потом кровать, на которой лежал их учитель. В следующую секунду стены дома с громким треском обрушились.
„Ребе,“ –спросили потрясенные ученики. – „мы видим, как сильно любит Вас Всевышний. И в то же время он посылает Вам, совершенному праведнику, такие неимоверные страдания, как же так?“
„Дети мои,“ – сказал им Нахум Иш Гамзу. – „На мне лежит тяжкий грех, и наказан я по заслугам. Однажды спешил я в дом отца моей жены. Вел я ему в подарок трех ослов, а те несли на себе корзины, наполненные хлебом, фруктами и другой вкусной едой. И тут меня остановил нищий и поросил дать ему поесть. Вид у него был голодный и изможденный. „Подожди минутку,“ -ответил я. – „ Вот только разгружу осла.“ Но я не успел накормить его. Нищий не выдержал голода. Пока я снимал с осла корзины, он упал на землю и умер. Как корил я себя! Почему я не понял, что человек этот на пороге смерти? Почему не поспешил поскорее помочь ему? Теперь он лежал мертвый – по моей вине! И тогда я сказал Всевышнему: „ Прошу Тебя, вот что сделай мне: глаза мои не увидели, что этот человек нуждается в немедленной помощи- пусть же они ослепнут! Руки мои не поспешили вовремя дать ему еды – забери их у меня! Ноги мои не бросились ему на помощь – отбери и их! И пусть все тело мое страдает, как страдал тот бедняга, которому я не помог; пусть покроется оно язвами!“[2]“
И Нахум добавил: „Навещал меня Раби Акива, и был сильно опечален, видя мои страдания. Я сказал ему: „Счастье, что ты видишь меня таким. Страданиями в этом мире открываю я себе путь в Олам аБа.““
Теперь мы видим, что не даром прозвали Нахума Нахум Иш Гамзу! Само имя Нахум происходит слова нехама ( утешение). Он часто повторял: „Эта боль- нехама моей душе. “ А Гамзу прозвали его за то, что он говорил: „Гам зу летова, даже боль эта служит мне к добру!“
И еще видим мы какими великими праведниками были наши Мудрецы, и какие чудеса совершал ради них Всевышний.
[1] Источники : Tааnis 21a, Hagahos Yaavetz ; Yerushalmi Paia ch 6; Rabbainu Nissim Gaon; Yevamos 127 a
[2] Может возникнуть вопрос: в чем же грех Нахума? Ведь нищий не сказал ему, что умирает с голоду, откуда же ему было знать об этом? Ответить можно так: от такого великого праведника, каким был Нахум Иш Гамзу, Всевышний ожидал больше, чем от обычного человека. Он сам должен был подумать о том, что бедняк может умереть. Обычного человека в такой ситуации Всевышний не наказал бы, или наказал бы не так тяжело. Но с праведников Он спрашивает гораздо строже.