НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТРУМА.
Когда спускался в Египет наш праотец Яаков, взял он с собой семена дерева шитим. Он посадил их в Египте, и выросли они в огромные деревья. Яаков просил сыновей и внуков не оставлять прекрасных деревьев в Египте, а взять их с собой, когда а-Шем выведет Свой народ из рабства. Когда мы выходили из Египта, Моше велел исполнить просьбу прадедушки Яакова. Взяли евреи огромные деревья, и понесли с собой в пустыню. «Зачем же вам эти деревья?» – удивлялись вышедшие с евреями египтяне и другие люди, захотевшие уйти из Египта. «Яаков, наш дедушка, был пророком. Раз он сказал забрать деревья с собой – значит, они для чего-то нам пригодятся.» – ответили им. Так и случилось. Когда пришло время строить Мишкан – переносной Храм в пустыне, повелел а-Шем установить его стены и крышу на огромные столбы из дерева шитим.
Все евреи несли материалы для строительства Мишкана. Никто не пожалел для такого святого дела ни золота, ни серебра. Главы колен решили посмотреть, что принесут все остальные. И в самом конце принести то, чего ни у кого не оказалось. Но а-Шем любит, когда мы спешим исполнить заповеди, а не выжидаем. Когда объявил Моше, о завершении сбора приношений, оказалось, что евреи собрали всего-всего, что нужно для строительства, и даже чуть-чуть больше! Страшно опечалились главы колен… Выходит, что им нечего добавить, и их доли не будет в строительстве Храма!!! А-Шем увидел, что они раскаялись от всей души в своей нерасторопности. Он повелел Облакам Славы поднять глав народа и отнести в ту страну, где лежат россыпи самых разных драгоценных камней. Там то и взяли главы народа драгоценности, принесли их Моше, и эти камни были вставлены в одежды Первосвященника – в Эфод и в Хошен а-Мишпат. Так и самым нерасторопным а-Шем дал возможность поучаствовать в святом деле построения Храма.
Удивительное умение открылось у еврейских женщин. Их ловкие руки и мудрое сердце помогли соткать чудесные шерстяные ткани для ковров, покрывавших Мишкан, прямо на спинах у длинношерстых коз. Обычно, шерсть состригают, моют, расчесывают, прядут из нее нити и, лишь потом, из этих нитей можно ткать ткани. Наши мамы-умелицы смогли сделать настоящее чудо с помощью а-Шема. Они промыли, расчесали, спряли и соткали великолепные ковры. И только после этого состригли уже готовые ковры с козьих спин!
Для Скрижалей Завета а-Шем повелел сделать Ковчег. Ковчег был сделан из дерева шитим и покрыт золотом изнутри и снаружи. Есть люди, которые снаружи выглядят умными и уважаемыми, но в сердце и в мыслях у них – одни глупости. Золото, покрывающее Ковчег Завета изнутри и снаружи, намекает нам, что изнутри – в мыслях и желаниях наших – мы должны быть также чисты и драгоценны, как стремимся выглядеть снаружи – в глазах людей. Но почему же тогда не сделан Ковчег Завета из чистого золота, а лишь из дерева, покрытого золотом? Это учит нас скромности. Как бы ни были чисты мы изнутри и уважаемы снаружи, мы должны помнить о том великом отличии, которое отделяет нас от а-Шема. Как бы ни стремились мы приблизиться к Нему – никогда не достичь нам Его величайшей мудрости и справедливости. И только понимание этого поможет нам уберечь себя от гордости и зазнайства.
На крышке Ковчега Завета стояли два золотых «керува» – ангела. Великое чудо происходило с ними во все дни существования Храма. Если был народ Израиля праведен и безгрешен – смотрели «крувим» прямо в лицо друг другу, в знак любви и согласия между а-Шемом и Его народом. Но если начинали евреи, не дай Б-ог, грешить – опускали «крувим» свои лица вниз, как будто стеснялись глядеть друг на друга. Видели это евреи, и спешили скорее сделать тшуву – раскаяться во всех своих грехах и исправить свои поступки!
Три Короны было в Мишкане. Одна из них окружала Ковчег Завета, другая – Золотой Жертвенник, а третья – Стол, на который возлагали каждую неделю двенадцать Хлебов Приношения. Это учит нас тому, что а-Шем дал еврейскому народу три важных дара. Первый из них – Тора. Любой еврей, который учит Тору, как будто бы надевает Корону с Ковчега Завета. Второй дар – священнослужение. Эта Корона досталась коэнам из колена Леви. Главный из них – Первосвященник – каждое утро воскурял «кторэт» – сладкий дым благовоний на Золотом Жертвеннике в Храме. Третий дар – царская власть. Эта Корона досталась колену Йехуды. Царь Давид и его сын – царь Шломо – с честью несли святость третей Короны, подаренной а-Шемом. Символом – знаком царской власти является изобилие. Стол царя Шломо был подобен Столу с Хлебами Приношения, стоявшему перед а-Шемом в Храме. Сегодня у нас нет Храма, но три Короны – навсегда с нами. Каждый, кто не забывает за столом об а-Шеме, кто каждый кусочек своей еды принимает так, будто приносит «корбан» а-Шему – становится носителем Короны Царей. Все, кто исполняет заповеди от всего сердца – становится священнослужителем – служит а-Шему, как коэн в Храме. Над ним а-Шем видит Корону Первосвященника. И все мы становимся носителями Короны Торы, когда учим ее, повторяем ее святые слова, ищем и находим глубокий смысл ее заповедей.
Дай Б-г, чтобы над каждым из вас, дорогие мои евреи – маленькие и большие – всегда находились Три Короны а-Шема!