С Б-жьей помощью.
Тецаве.
Господин Диври сидел в мягком кресле и думал. Вчера он ходил к раву Штокману получить благословение на открытие новой печатной мастерской. Он рассказал раву о своем успехе и прибыли от двух мастерских, открытых им раньше. В них печатали объявления для расклеивания на досках новостей по всему городу, приглашения на свадьбы и празднования бар-мицвы, листовки с интересными рассказами о недельной главе и еще множество полезных мелочей. Теперь Диври хочет издавать собственную газету. Чтобы в ней рассказывалось обо всех новостях, которые происходят в городе, а богатые владельцы собственных предприятий помещали бы в ней свою рекламу. Диври, как всегда, принес раву толстый конверт. В конверте лежал «маасер» – десятая часть от прибыли, которую каждый праведный еврей отделяет в пользу нуждающихся. Сам Диври не смог бы решить, кто действительно нуждается в помощи больше других, а потому доверял раву Штокману, чтобы тот разделил деньги между синагогами и ешивами, вдовами и сиротами, талантливыми учениками или просто многодетными бедняками. Рав внимательно выслушал Диври и долго молчал. Вообще, рав всегда сначала слушал, потом думал, и только хорошенько подумав отвечал на вопросы. Наконец, рав сказал Диври:
– В недельной главе Тецаве Тора рассказывает нам о прекрасных одеждах, которые надевал Первосвященник, входя в Храм. Среди этих одежд я советую тебе, дорогой мой друг, особенно внимательно почитать о плаще Первосвященника. И пусть тот урок, который ты выучишь из этого описания, станет тебе благословением в новом деле!
Диври поблагодарил рава и отправился домой. Дома, первым делом, он достал Хумаш, открыл главу Тецаве и нашел описание плаща Первосвященника.
«И сделаешь ты плащ к эфоду весь из синеты. И будет отверстие для головы в нем краем внутрь, губою тканой, подобно воинскому одеянию, чтобы никогда не рвалось. И сделай на подоле его гранаты из синеты, пурпура и червленицы, по всему низу его вокруг, и золотые колокольчики между ними вокруг. Золотой колокольчик и гранат, золотой колокольчик и гранат по всему низу плаща. И будет он надет на Аароне для служения, и будет слышен голос его звона при входе в Святилище пред а-Шемом и при его выходе, чтобы он не умер.»
– Что же хотел сказать рав? Как может быть плащ Первосвященника благословением для печатной мастерской?! Какая связь между плащом и газетой? – не понял Диври.
Диври прочитал объяснения великого комментатора Раши, но все равно не догадался, в чем заключается урок, который он должен выучить из описания плаща. Он стал читать все объяснения, какие смог найти у себя дома. И вот – перед ним комментарий «Кли Якар» рава Шломо-Эфраима сына раби Аарона, благословенна память его. С первых же слов Диври сразу понял, что связывает плащ Первосвященника и газету! «Кли Якар», что в переводе обозначает «Драгоценный Сосуд», открыл Диври глаза словами: «Плащ приносит искупление за злословие»!!! И далее шло объяснение намеков Торы при описании плаща. Весь плащ сделан из синеты – ткани, окрашенной в цвет моря. Это напоминает нам о том, как а-Шем запер и ограничил море полоской песчаного берега, не позволяя залить весь мир. Тысячи лет волны моря набегают на сушу, но, встретив прибрежный песок, вспоминают о повелении а-Шема и возвращаются обратно в море! Также а-Шем запер и ограничил наш язык во рту двумя преградами – зубами и губами. Чтобы ни одно слово, обижающее и ранящее наших ближних, не вышло за эти преграды… Вспоминая о синих просторах моря, мы следуем взглядом к той далекой черте, где оно соприкасается с небесным сводом. Небеса тоже крепко хранят веление а-Шема и Его законы. Ни разу за все время с тех пор, как были сотворены, они не нарушили приказов а-Шема. Так и мы должны строго следить за исполнением Его запрета на сплетни и злословие. Ведь, глядя на небо, мы вспоминаем о Небесах – прекрасном чертоге, где а-Шем восседает на Своем блистательном Троне, окруженный бесчисленными ангелами-служителями! Как же можем мы ослушаться слова Царя царей?! С каким стыдом мы вернемся к Нему, если оскверним свой язык сплетнями! Когда мы вспоминаем о величии а-Шема, сами собой замирают слова на наших губах. Разве возможно человеку описать все почтение и трепет, которые охватывают нас перед лицом а-Шема?!
И снова мы возвращаемся к плащу Первосвященника. Отверстие в нем названо губою. Не для того ли, чтобы напомнить нам о последней преграде языку – о наших губах? Чтобы не прорвалось через них ни одно слово, неугодное а-Шему!
По низу же плаща идут золотые колокольчики. Голос их звона слышен издалека! Но каждый колокольчик окружен с обеих сторон плетеными из ткани гранатами, чтобы заглушать излишний звон, и не давать ему выходить за пределы Храма. А-Шем дал нам язык, чтобы мы могли произносить слова святой Торы, чистые, как золото колокольчиков на плаще Первосвященника! Чтобы слышен был наш голос перед а-Шемом, как звон колокольчиков в Святилище! Но, не дай Б-г нам произнести слова сплетни, нетерпимые а-Шему!!! Как гранаты заглушают звон колокольчиков на плаще Первосвященника, так наши губы не пропустят злословия за пределы нашего рта!
Теперь понятны слова Торы «чтобы он не умер» – ведь известно, что злословие убивает троих человек: того, кто произносит запретные слова, того, кто их слушает, и того, о ком злословят… Храня наш язык от злословия и сплетен, мы храним себя от смерти!
Теперь Диври понял, что хотел сказать ему рав, давая благословение на печатание газеты. Чтобы не появились в ней слова сплетен и злословия! И это – станет лучшим благословением для Диври и его мастерской. С радостью в сердце поцеловал Диври книгу, открывшую ему тайну жизни. Он дал себе слово строго следить за тем, чтобы из его мастерской никогда не вышли запретные разговоры. Он сам станет стражем и охранником словам, выходящим на свет. Подобно прибрежному песку, хранящему мир от потопа, подобно губам и зубам, хранящим язык от злословия.