Недельная глава Итро.
Итро родился и жил в Мидьяне, что неподалеку от Земли Израиля. Был он богат и уважаем всеми соседями. Все мидьянцы поклонялись идолу. Идол это назывался Баль Пеор. Ему не приносили жертв и передним не кланялись. Своего идола мидьянцы мазали грязью, плевали на него и делали другие неприличные вещи. Они были уверены, что идолу это очень нравится! И считали, что за такую службу идол пошлет им удачу, богатство, здоровье и победу над врагами… От такой службы идол пах так неприятно, что подходить к нему можно было только зажав нос. Некоторые даже надевали на нос прищепку, какой закрепляют на веревку белье, когда вешают его сушиться!!! Вначале Итро очень старался услужить получше идолу. Так старался, что мидьяне избрали его главным служителем – коэном идола. Каждый день Итро приносил своему идолу свежей грязи, мазал его, пачкал и оплевывал с ног до головы… И просил: – О! Бааль Пеор! Ответь мне – своему верному служителю! Дай мне мудрость и здоровье! Дай мне сына, чтобы он служил тебе после моей смерти!
Увы! Идол не отозвался на молитвы Итро… Семь дочерей родились у Итро, но сына у него не было. От плохого запаха, шедшего от идола, Итро заболел. У него начало чесаться все тело. И тогда Итро сказал: – Бааль Пеор! Если ты не пошлешь мне сына, то я… Я сделаю тебе самое страшное! Я тебя вымою и очищу!!!
Но идол, конечно же, ничего не ответил! И тогда Итро исполнил свою угрозу. Он вымыл идола. Стоял Итро возле чистенького идола и смотрел на него… Каменный истукан молчал, не двигался, не дышал…
– Этот идол мертв! – закричал Итро, – Нет в нем никакой силы! Не может он ничем помочь мне, ни ответить, ни дать сына! Я не стану больше служить этому идолу. Я пойду в Египет… В Египте есть так много идолов, что их имена можно говорить с утра до ночи, и не успеешь перечислить их все! Я найду среди них такого идола, который поможет мне. И буду поклоняться ему!
И Итро ушел из Мидьяна в Египет. Он стал служить египетскому идолу, и вскоре стал его главным служителем. Так старался Итро! Но и этот идол не принес ему счастья. И стал Итро пробовать службу разным идолам одному за другим. Каждому он служил так старательно, что все жрецы быстро признавали его главным коэном этого идола. Услышал о таком Фараон, и решил позвать к себе мидьянина, так старательно служащего египетским идолам. Фараон сидел на высоком троне, к которому вели семьдесят ступеней. Лишь тот, кто сумел доказать свои знания и мудрость мог подняться на ступень выше. Рядом с фараоном стояли самые большие мудрецы – жрецы, колдуны и советники. Фараон заговорил с Итро, и увидел, что Итро очень мудр, знает семьдесят языков народов мира и порядок службы всех идолов мира. Фараон сделал Итро своим советником.
Была у Фараона большая беда – просто огорчение… Жили у него в Египте рабы из далекой страны кнаанейцев. Звали этих рабов евреями. И родились у этих евреев дети по шесть за раз у каждой мамы! Становилось евреев все больше и больше. И боялся Фараон и его народ египтяне, что станет скоро евреев больше, чем египтян. Вдруг евреи захотят отнять у египтян их страну Египет?! И решили египтяне исхитриться так, чтобы евреев стало меньше. Вот и созвал Фараон своих советников решать, что бы такого сделать с евреями, чтобы их стало поменьше. Первым выступил злодей Билам. Был он пророком среди народов мира – мог слышать, что говорит ему а-Шем, приходивший к нему во сне. Зачем а-Шем приходил к злодею? Чтобы не сказали народы мира, что лишь евреям дал а-Шем пророков, потому и живут евреи праведно, получая за это великую награду в саду Эдена. Вот и дал а-Шем пророка народам. Чтобы посмотреть, станут ли они вести себя лучше, заслуживая награды. Но были те люди злыми и жадными. И пророк их стал злодеем. И учил он их злым и жестоким поступкам. Встал Билам и сказал: – Надо отбирать у евреев всех мальчиков, которые у них рождаются и убивать! А чтобы а-Шем не смог нас наказать за это мерой за меру, надо топить младенцев в воде… Ведь а-Шем обещал уже Ноаху, что не наведет больше Потопа на Землю! Так мы и евреев убьем, и наказания не получим!!!
Вот каким злодеем был Билам! Он знал, что есть а-Шем, но придумывал, как бы обмануть Его, чтобы сделать зло и не получить за это наказание…
Вторым советником был Йов из Кнаана. Был он очень мудр и праведен. Никогда не делал дурного в глазах а-Шема. Увидел он, что очень уж хочет Фараон навредить евреям, и не станет слушать того, кто будет его отговаривать от этого злодейства. И промолчал Йов. Не стал ничего говорить.
И тогда встал Итро и воскликнул: – Как можно подумать сделать такое злодейство?! Как можно убивать малышей, которые только что родились?! Неужели вы думаете, что а-Шем не сумеет наказать злодеев? Оставьте евреев в покое, и дайте им вернуться на их землю – в Страну Израиля. Не нужен евреям ваш Египет!
Страшно рассердился на Итро Фараон. Сделал он такое страшное лицо, что Итро испугался и убежал домой в свой родной Мидьян. Гнались за ним стражники Фараона, чтобы убить его, но не догнали, слава Б-огу.
Прибежал Итро в свой дворец в Мидьяне. Решил он, что не станет больше служить идолам. Ведь ни один из них не помог ему в беде. Услышали мидьянцы, что вернулся Итро. И что не хочет он больше служить идолам. И стали они его ненавидеть. Все слуги его ушли из дворца, оставив его одного с дочерьми. А соседи стали вредить ему и делать зло, обижать его дочерей и обзывать их гадкими словами. Пришлось дочерям Итро самим пасти овец, поить их, черпая воду из колодца тяжелыми ведрами. Никто не помогал им. Другие пастухи мидьянцы прогоняли их от колодца и даже били! Однажды, эти злодеи столкнули дочерей Итро прямо в глубокий колодец!!! Громко закричала Ципора – старшая из дочерей Итро: – Спасите! Помогите! Мы тонем!
Но лишь смеялись злые пастухи мидьянцы… К счастью, рядом с колодцем оказался гость, пришедший из Египта. Как и Итро, он бежал от Фараона, спасая свою жизнь. Звали его Моше.
Услыхал Моше крики, увидал, что творят с бедными девушками злые пастухи. Грозно закричал на злодеев Моше. Был он так силен и могуч, что в страхе бежали злодеи прочь. А Моше вытащил дочерей Итро из колодца, напоил их овец и помог. Когда Итро услыхал об этом, немедля позвал он Моше к себе во дворец. Накормил, напоил и отдал свою старшую дочь Ципору в жены Моше. Когда Итро узнал, что Фараон хотел казнить Моше, он очень испугался. Он спрятал Моше в глубокий подвал. Каждый вечер он спускал в этот подвал на длинной веревке Ципору с едой и питьем для Моше, а утром вытягивал ее обратно. Прошло время, увидал Итро, что Фараон не присылает своих страшных солдат и стражников за Моше. Вытащил он Моше наружу и сказал: – Живи со мной во дворце. Будешь помогать моим дочерям пасти овец.
И стал Моше жить у Итро. Когда родился у Моше и Ципоры сын, то Итро сказал: – Я хочу, чтобы он стал служителем идолу.
– Зачем? – удивился Моше, – Ведь ты же сам знаешь, что идолы ничем не могут помочь. Они – просто кусок дерева или камня. Не дышат, не разговаривают, не двигаются…
– Чтобы убедиться в этом, – ответил Итро, – я послужил каждому идолу в мире! Стал главным служителем каждого из них. И только тогда смог доказать, что нет силы ни в одном из идолов. Я хочу, чтобы и мои внуки прошли такой же путь. Чтобы они убедились, что в идолах нет силы, и лишь тогда перестали им поклоняться.
Очень не понравилось это Моше, но не смог он возразить папе своей жены, в доме которого он прятался от Фараона. Поэтому и дал он своему первенцу имя Гершом – пришельцем там стал я, обозначает это имя. Лишь потому, что я пришелец и чужак, из милости спасенный отцом Ципоры, я вынужден согласиться на его условие и обещать, что мой сын станет служителем идолов. А второго сына Моше назвал Элиэйзер, что значит – а-Шем был мне помощью и спасением от Фараона.
Когда а-Шем открылся Моше в огненном кусте, и велел идти в Египет, чтобы вывести оттуда всех евреев, то Итро разрешил ему уйти. И послал вместе с Моше Ципору, Гершома и Элиэйзера. Но Аарон, встретивший Моше по пути в Египет, велел отослать Ципору домой.
– Мы должны вывести евреев из Египта, а не приводить их туда! – сказал Аарон.
Целыми днями сидела Ципора с детьми у окна и ждала возвращения Моше. Вечером присаживался рядом с ними и дедушка Итро. Он рассказывал все, что слышал за день.
– Рассказывают пустынные кочевники – бедуины, что в Египте страшные бедствия – Десять Казней Египетских.
– А про Моше что-нибудь говорят?
– Говорят, что он то и наказывает египтян за их злодейства, творя чудеса своим посохом.
– Мама, деда! Смотрите, что стало с водой в бочке! В ней появились двенадцать сухих дорожек! Ой, и в стакане тоже! И в ведре, и в кувшине!
– Соседи говорят, что пророк Билам объяснил, что это а-Шем сделал чудо, разделив воды всего мира на двенадцать проходов, чтобы евреи смогли посуху пройти через Красное море!
– Вы слышали? Огромное облако появилось в пустыне. Никто не может заглянуть или зайти в него внутрь. А бедуины говорят, что днем, когда пригреет солнышко, из-под облака течет необыкновенная роса. Мясо тех животных, которые напьются этой росы становится таким вкусным, как будто их поили питьем ангелов!
– Да, говорят, что это а-Шем с Небес посылает евреям ман – еду ангелов. А когда пригреет солнце, то остатки мана тают и смешиваются с росой.
– Папа, а ведь мой муж Моше – теперь главный предводитель евреев! Может быть, мы пойдем к нему?
Взял Итро ослика, нагрузил едой и питьем, посадил на него внуков, и пошел вместе с Ципорой к походному лагерю евреев. Издалека были видны Облака Славы а-Шема, охраняющие евреев. Вокруг них стояли шатры вышедших вместе с евреями египетских рабов – эрэв рав. Они не были достаточно праведными, чтобы войти под Облака Славы. Тех, кто не был праведником, Облака выталкивали наружу.
– Как же мы войдем? – спросила Ципора.
Итро взял пергаментную бумагу и написал: «Я – Итро, твой тесть, и со мной Ципора – твоя жена, Гершом и Элиэйзер – твои сыновья. Мы стоим у Облаков Славы и ждем тебя, Моше». Он обернул письмо вокруг стрелы и послал ее в сторону Облака. И… Чудо! Облако поглотило стрелу!
Вскоре, вышел к Итро сам Моше. А с ним Аарон и его сыновья, семьдесят Старейшин и двенадцать глав колен. С почетом провели они Итро в походный лагерь. Сам Моше угощал тестя – папу своей жены.
Итро жил у Моше в лагере евреев. Моше рассказал ему обо всех чудесах, которые сделал евреям а-Шем. И Итро, знавший все замыслы Фараона, увидел, что каждое из наказаний, полученных египтянами было мерой за меру, как может наказать лишь а-Шем, знающий все поступки и мысли людей. Теперь я знаю, – сказал Итро, – что лишь а-Шему надо служить!
Вместе со всеми евреями Итро принял Тору у горы Синай. Он видел огонь и вид а-Шема среди огня. Весь мир притих и содрогнулся, когда а-Шем произнес Десять Речений. Мы видели слова а-Шема, исходящие из огня, и слышали красочные картины, данные нам Всевышним. Да, да! Видели звуки слов, и слышали краски картин! Ибо весь мир изменил свою привычную форму, когда а-Шем говорил с нами с горы Синай!!! И стало нам ясно, какое великое чудо – наш мир, сделанный Творцом из своей непостижимой духовной Сущности… И Итро стоял рядом с нами.
Наутро, Моше сел судить и разъяснять евреям заповеди а-Шема. Длинная очередь встала к Моше. Каждый хотел узнать ответ на свой вопрос.
Увидал это Итро, и сказал Моше: «Не вынесешь ты такого испытания, и народ твой не выстоит. Может быть, спросишь ты у а-Шема разрешения назначить себе помощников и судей, чтобы отвечали они на все простые вопросы, а к тебе отправляли бы лишь те, что не могут решить.»
Моше спросил у а-Шема, и а-Шем похвалил и одобрил совет Итро. А-Шем назвал именем Итро целую главу Своей Торы в заслугу за праведность и пользу, принесенную всему еврейскому народу.
После этого Итро вернулся в Мидьян, чтобы научить всех своих родных и близких служению а-Шему. Вся его семья стала служить Всевышнему, положив начало новому народу – кенийцам. Лишь один из нее – Балак – не захотел отказаться от служения идолам. Но о нем речь идет в другом месте. А Итро и его потомки получили во владение земли вокруг города Йрихо в Стране Израиля, где и жили в мире и достатке вместе с евреями.