История Пурима
Дорогие дети! Эта история случилась давным-давно в древнем персидском царстве, где воцарился Ахашверош. Почему воцарился? Да потому, что его папа не был царем. А был он царским конюхом у злодея Невухаднецара, разрушившего наш Храм и укравшего все драгоценности из Храма и из Иерусалима.
Невухаднецар спрятал свои сокровища в тайном месте, и никто, кроме его конюха, не знал этого места. Когда умер злодей Невухаднецар и его сын Эйвиль Мародах, царство перешло к внучке Невухаднецара, которую звали царица Вашти. Была царица Вашти такая же злая и жестокая, как и ее дед. И особенно ненавидела она евреев, и старалась, как могла, обидеть евреев и навредить им.
Очень хотела Вашти быть богатой и знаменитой, ходить в драгоценных одеждах, каких не было ни у кого, кушать из золотых тарелок золотыми вилками и надевать украшения из драгоценных камней. Но увы! Не знала Вашти, где спрятал свои несметные сокровища ее дед Невухаднецар. Тут-то и явился к ней сын конюха и сказал: «Если хочешь получить сокровища своего деда – соглашайся выйти за меня замуж!» Не хотела царица выходить замуж за сына конюха, но уж так ей хотелось завладеть сокровищами, что, в конце концов, она согласилась. Так и стал царем сын конюха Ахашверош.
Первым делом, он нанял огромную армию и стал воевать. За два года покорил Ахашверош сто двадцать семь царств, став владыкой над всем миром. И решил он возвеличить себя еще больше, усевшись на древний трон величайшего из царей земных – на трон царя Шломо! Этот чудесный трон после разрушения Храма попал в Египет. И не в силах были доставить его из далекого Египта в Персию. Так огромен был трон Шломо! Весь он был сделан из золота и украшен золотыми фигурами зверей и драгоценными камнями, которые сосчитать было невозможно! Была внутри трона хитрая машина, заставлявшая двигаться фигуры зверей на ступенях трона. Если знал человек, куда наступить ногой, делая первый шаг по ступеням трона, то золотые фигуры львов, сидевшие на нижней ступени трона, подхватывали его ноги и переносили на следующую ступень! А там его ноги подхватывали золотые изваяния тигров, и поднимали выше… И так ступень за ступенью, пока не усаживали на великолепный трон, сверкающий бриллиантами и изумрудами. Со спинки трона огромный, сверкающий золотом и сапфирами, орел опускал драгоценную корону на голову царя. Но если неверно ступить первый шаг – золотые львы у подножия трона сбрасывали не знающего секрет трона вниз! Узнав, что великолепный трон невозможно доставить из Египта в столицу, Ахашверош повелел найти мастеров, чтобы сделали в точности такой же трон.
Среди болот, в крохотной деревне под названием Эйлима, что означает «затерянная», жил великий еврейский мудрец и праведник Мордехай. Знал он семьдесят языков и множество тайн. Конечно же такой мудрец знал секрет трона царя Шломо, и мог возглавить строительство. Трон был построен на радость Ахашверошу, но перенести его из Эйлимы в столицу тоже не смогли! И тогда Ахашверош повелел перенести столицу в Эйлиму! Вокруг трона построили дворец, вокруг дворца насадили прекрасный сад, а вокруг сада построили и весь город, который назвали столицей Шушан.
По случаю окончания строительства, Ахашверош устроил огромный пир, на который пригласил всех своих подданных в Шушане. Евреи тоже пришли на этот пир, хоть Мордехай и предупреждал их об опасности празднования вместе со злодеями. На пиру подавались самые вкусные блюда и напитки. Но евреи заплакали, когда увидели, что подаются все эти вкусности в золотой посуде, награбленной злодеями из разрушенного Храма… А сам Ахашверош и его царица Вашти оделись в прекрасные одежды Первосвященника. На пиру Ахашверош опьянел от дорогого и крепкого вина, и начал выдумывать глупости и спорить со своими министрами о красоте их жен. И настолько позабыл пьяный Ахашверош о скромности, что велел привести к нему царицу Вашти, одетую только в одну корону, чтобы похвастаться перед министрами ее красотой. Вашти тоже была пьяной и нескромной. Она обрадовалась, что сможет похвастаться собой перед всем народом.
И вдруг Вашти обнаружила, что у нее вырос длинный хвост, как у коровы! А корона не налезает на голову из-за выросших коровьих рогов! В таком виде Вашти никак не могла показаться перед гостями. Но из гордости и дерзости она отказала своему мужу Ахашверошу очень грубо, обозвав его при всех сыном конюха. Страшно разгневался пьяный царь! Он повелел немедля казнить дерзкую и заносчивую Вашти. А вместо нее стал искать себе новую царицу.
Множество прекрасных девушек и женщин привели слуги к Ахашверошу, но ни одна из них не понравилась царю настолько, чтобы он взял ее в жены. Слуги царя сбились с ног, разыскивая все новых красавиц. Но вот они обнаружили в доме Мордехая его племянницу Эстер. Ее имя обозначает «скрытая», и она изо всех сил пыталась спрятаться от слуг Ахашвероша. Но была схвачена, и силой отправлена во дворец. И хотя Эстер не была красива лицом, но вся светилась тем особым светом души, какой бывает лишь у великих праведников.
Взглянув на Эстер, Ахашверош забыл обо всех. И сразу надел ей на голову корону, сделав своей царицей вместо Вашти. Горько было скромной праведнице во дворце. Как могла, она старалась не забывать о законах еврейской жизни и соблюдать заповеди в тайне от всех злодеев. Не открыла она царю своей тайны: не сказала, что принадлежит к еврейскому народу. Чтобы не понял злодей и не догадался помешать ей исполнять заповеди Торы.
Мордехай беспокоился об Эстер. Каждый день он приходил к царскому дворцу и ждал у входа: не услышит ли что-нибудь о ней. Однажды Мордехай услышал, как два слуги царя, Бигтан и Тереш, договариваются на очень редком и незнакомом персам и мидийцам языке – на тарсийском. Мордехай знал этот язык, и сразу понял, что Бигтан и Тереш хотят положить Ахашверошу отраву в вино. Мордехай передал эту страшную весть царице Эстер, чтобы спасти ее от опасности. Ведь если царь будет отравлен, то и все его близкие пострадают. Бигтан и Тереш были схвачены, а в памятной книге царства было записано, что Мордехай спас жизнь царю Ахашверошу.
После этого возвысил царь одного из своих министров над всеми остальными. Этим министром стал злодей Аман – потомок Агага-амалекитянина – злейший враг евреев. Аман мечтал о славе, и хотел, чтобы все поклонялись ему. А себе на грудь повесил изображение идола. Все страшно боялись этого злодея, и спешили поклониться до самой земли, как только он появлялся.
Только Мордехай не склонился перед гордецом-идолопоклонником. Когда же Аман заметил это и стал выяснять, почему не кланяется ему Мордехай, то услышал в ответ: евреи не поклоняются идолам и тем, кто носит изображения идолов на себе. Кроме того, напомнил Мордехай Аману старую историю о том, как Аман проиграл деньги из царской казны, данные ему для покупки еды воинам Ахашвероша. Тогда, чтобы спасти свою жизнь от неминуемого наказания, умолял Аман Мордехая дать ему денег в долг. Но Мордехай знал, что Аман – обманщик, и никогда не отдает долгов. Поэтому Мордехай потребовал, чтобы Аман взамен денег дал письмо о том, что отныне и навеки он становится рабом Мордехая. И все, что есть у Амана – будет принадлежать его господину! Даже бумаги для письма не нашлось в тот час у Амана. Поэтому он написал это письмо на подошве своего башмака, и отдал его Мордехаю. И вот теперь Мордехай показывал этот башмак Аману всякий раз, когда этот злодей требовал поклониться себе.
Страшная злоба охватила Амана. Он решил истребить весь еврейский народ – народ Мордехая. Отправился злодей к царю Ахашверошу, и предложил ему огромную кучу золота за разрешение погубить всего лишь один народ… «Этот народ живет в рассеянии и не уважает царя», – сказал хитрый Аман. «Даже если муха попадет в стакан с вином – то еврей может выплеснуть муху прочь, а вино выпить. Но если царь дотронется до вина, – еврей не станет пить, а выльет его на землю. Ведь вино становится некошерным от прикосновения идолопоклонника!»
Когда Ахашверош понял, что Аман желает погубить евреев, он очень обрадовался. Он и сам всегда мечтал убить всех евреев, но боялся, что с ним произойдет беда, как с его бывшей женой Вашти, которая делала зло этому святому народу. Ахашверош поспешил снять с руки кольцо с царской печатью, и отдал его Аману. Разрешил издать любой приказ и подтвердить его царской печатью. Поспешил злодей Аман домой, и отправил во все концы царства приказ от имени царя: собраться всем подданным царя в один день, чтобы убить всех евреев во всем мире. От младенцев до стариков! Мужчин и женщин! А все их добро – разграбить! Долго решал Аман, в какой бы это день лучше всего получиться расправа над евреями? Кинул злодей жребий пур! И выпал жребий на седьмое число месяца Адар. Обрадовался злодей. Ведь в этот день умер великий праведник и пророк Моше! Забыл он, что и родился Моше тоже в этот день.
Узнал об этой великой беде Мордехай. Он одел на себя траурные одежды и посыпал голову пеплом в знак траура! Он прошел по всему городу, призывая евреев к молитве и раскаянию. И царице Эстер велел он явиться к царю, и умолять о спасении своего народа. Страшно было Эстер идти к царю Ахашверошу. Целый месяц он не приглашал ее к себе. А для любого, кто незваным войдет во двор царской половины дворца, была неминуема смерть от секир стражников, охранявших двор. Лишь если он успеет дотронуться до конца царского жезла – останется жив. Но ради спасения евреев, осмелилась Эстер совершить этот подвиг, пожертвовав своей безопасностью! И – о чудо! Ахашверош заметил свою жену, входящую в ворота двора, и протянул к ней свой жезл в знак милости. Замерли на месте стражники с занесенными над головой Эстер секирами, когда она дотронулась до конца жезла! Спросил царь у Эстер, чего она хочет. И ответила царица, что приглашает царя и его министра Амана к себе на маленький домашний пир.
Вы можете себе представить, дорогие мои друзья, огромную радость Амана, когда он получил приглашение царицы на семейный пир! На пиру Эстер угощала царя и Амана вкусными кушаньями и сладким вином. И спросил царь, чего бы еще хотела царица? Ответила Эстер, что желает и назавтра устроить такой же пир для царя и для Амана. Вышел Аман счастливый с пира Эстер. Но счастье его тот час же сменилось гневом и яростью, когда увидел он Мордехая у ворот дворца. Дома Аман рассказал своей жене Зереш о великом почете у царицы. Но все это не радует его, пока жив Мордехай! Посоветовала Аману Зереш построить огромную виселицу высотой в пятьдесят локтей. А утром рано попросить у царя разрешение повесить на ней Мордехая на виду у всего города. Обрадовался Аман и всю ночь строил виселицу…
А царь не мог заснуть всю ночь. Ворочался в кровати и думал, зачем это царица приглашает Амана вместе с ним? Уж не сговорились ли они убить Ахашвероша? Но почему никто не предупредил его? Может быть, он забыл наградить того, кто спас ему жизнь в прошлый раз? Велел Ахашверош принести памятную книгу царства, и читать ее всю ночь до утра. И прочитали царю, как спас его Мордехай. А какую награду получил спаситель? Никакой? Вот в чем все дело! Нужно срочно наградить Мордехая, решил Ахашверош. В этот ранний утренний час пришел к царю Аман. И, прежде чем успел Аман сказать хоть слово, спросил его царь: «Как наградить того, кого царь любит больше всех?» Подумал Аман, что это его хочет наградить царь и поспешил ответить. Надо одеть этого человека в царские одежды, посадить на царского коня, возложить ему на голову царскую корону, а самый важный министр пусть идет впереди него по всем улицам города и провозглашает: «Так поступают с человеком, которого любит царь!» Сказал Ахашверош: «Ступай же скорее, и сделай все, что ты сказал, Мордехаю!»
Трясущийся, с открытым в удивлении и страхе ртом, поспешил Аман исполнять царский приказ. Он провез Мордехая по всему городу, громко крича: «Так поступают с человеком, которого любит царь!» Когда проходил Аман мимо своего дома, его дочь увидела это шествие и решила, что на коне, разумеется, Аман, а везет его Мордехай. Схватила дочь злодея поскорее ведро, полное помоев, и вылила прямо на голову тому, кто вел коня! Поднял голову Аман, и увидела его дочь-злодейка, что не Мордехая, а собственного отца облила помоями. От испуга упала она вниз и разбилась!
Вернулся Аман домой мокрый, грязный и с плохим запахом. А его уже поджидают слуги царя, чтобы скорее отвести на пир, устроенный Эстер. Не дали ему времени ни умыться, ни переодеться! На пиру у Эстер спросил Ахашверош вновь, чего желает царица. Ответила Эстер, что умоляет царя спасти ее жизнь и жизнь ее народа от злодея, задумавшего погубить их. «Кто же он, этот злодей?» – спросил царь. Указала Эстер на грязного и испуганного Амана. Страшно разгневался Ахашверош. А его слуга Харвона добавил, что и для спасителя царя Аман построил виселицу высотой в пятьдесят локтей… «Так повесить же на ней самого Амана!», – повелел царь. И так было! Злодея Амана и всех его сыновей повесил на его собственной виселице, а евреи были спасены от смерти и получили разрешение наказать всех своих врагов. Мордехай был возвеличен царем. А для евреев наступил веселый праздник Пурим!
Веселого вам Пурима!