Недельная глава Шмот для детей. Часть 2

Продолжение. Начало здесь.

Недельная глава Шмот. Часть 2.
«И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа…»
Почему Тора, рассказывая о новом царе, упоминает первым делом тот факт, что он не знал Йосефа? Для того, чтобы объяснить плохое отношение нового царя к евреям. Пока Йосеф и его братья были живы, египтяне не смели поднять руки на евреев. Но, после смерти Йосефа и его братьев, и после того, как все поколение египтян, жившее вместе с Йосефом, ушло из мира, и никто уже не помнил, как Йосеф спас Египет от голода и обогатил страну, началась новая эпоха – слепой ненависти.
Первой, «внешней» причиной, которая привела к зависти и ненависти, было необыкновенное увеличение численности еврейского народа. Евреи спустились в Египет семьей из семидесяти человек, а теперь они превратились в десятки тысяч.
Еврейские женщины рожали по шесть детей одновременно. И хотя, обычно в каждом народе бывают бездетные пары, у евреев в Египте таких не было. Кроме того, евреи обладали сверхъестественной силой и были настоящими богатырями.
И это тоже было чудом, потому что часто, когда рождаются двое или трое сразу, то они маленькие и слабые. К тому же, обычно, когда в семье много детей, их тяжело прокормить, но евреи были очень богатыми, и не чувствовали никакой тяжести в содержании больших семей.
А второй, и основной, причиной было то, что евреи начали «учиться» у египтян. Когда евреи пришли в Египет, Йосеф поселил их в отдельном районе, в земле Гошен. Там евреи были далеки от влияния грешных египтян. Но после смерти Йосефа и его праведных братьев, евреи распространились по всему Египту, и начали учиться у египтян идолопоклонству и прочим мерзостям.
И тогда Всевышний послал ненависть к евреям в сердца египтян.
Фараон созвал своих советников на секретное совещание по «еврейскому вопросу».
В этом совещании участвовало три главных советника фараона: Билам, Иов и Итро.
Фараон открыл заседание и сказал: «Вы знаете, что со дня прихода евреев в Египет, они все больше и больше размножаются. На данный момент они очень сильны и многочисленны, и если так будет продолжаться, то может наступить момент, когда их станет больше, чем египтян. И это будет большой угрозой для нашего государства. К тому же, если наступит война, то евреи наверняка с радостью присоединятся к нашим врагам, и, победив нас, выгонят из Египта! Надо что-то сделать, чтобы это прекратить! Билам! Ты большой чародей, каков твой совет?»
Билам был большим злодеем, и только и ждал возможности навредить евреям. Он тут же поспешил высказать свое мнение: «Мой совет таков: надо изнурить их рабской работой, тогда они прекратят размножаться, да и времени, чтобы думать о восстании, у них не останется!»
«Ты отлично придумал!» – ответил Фараон, и продолжил, – «А что предложишь ты, Иов? Ты ведь великий мудрец!»
Но Иов промолчал. Он знал, что нельзя творить такое зло, но он боялся высказать свое мнение вслух.
Тогда фараон попросил третьего советника, Итро, высказать свое предложение. И Итро сказал: «Я считаю, что ни в коем случае нельзя приносить вред евреям. Ведь на протяжении всей истории тот, кто вредил им, получал большое наказание от Всевышнего. Фараон, который взял их праматерь Сару, был наказан проказой, царь Авимелех пытался забрать Ривку, – и тоже был страшно наказан. Двое из них перебили целый город, после того, как его жители пытались забрать у них сестру. Поэтому мой совет – оставить их в покое!»
Как только фараон услышал это, он страшно разозлился и приказал бросить Итро в тюрьму, а через какое-то время – казнить его.
Но Творец помог Итро, и он сбежал из тюрьмы и ушел из Египта в соседнюю страну, Мидьян.
Проследив за судьбами советников фараона, мы можем получить хороший урок. Билам, который советовал поработить и уничтожить евреев, был убит на войне. О том, как это произошло, мы будем учить в одной из глав книги Шмот.
Иов, который промолчал, был обречен на тяжкие мучения, но, когда он осознал свою ошибку, Творец простил его, и дал ему опять хорошую жизнь.
Об этом подробно рассказывается в книге Иова.
А Итро, который, несмотря на опасность, заступился за евреев – удостоился присоединиться к еврейскому народу. И из его потомков вышли большие мудрецы Торы, которые сидели во вратах Храма и судили народ.
Пути Г-сподни неисповедимы, и мы не всегда можем проследить всю цепочку событий. Но мы знаем, что в конце концов, Творец наказывает грешников и награждает праведников.

Окончание здесь.

Сипурей Тора – Мора Керен, Урок 14 – Война четырёх царей

Мора Керен продолжает рассказ о Лоте. Лот поселился среди очень грешных людей. Вс-вышний хотел, чтобы эти люди раскаялись и послал им наказание – войну с четырьмя царями из Ашура. Победив, они взяли всех жителей в плен. И Лота тоже… Эта самая первая всеобщая война получила название Война четырёх царей. Во главе победителей стоял царь Амрафель – он же Нимрод, у которого с Авраамом были свои давние счеты…
И праведный Авраам бросился выполнять заповедь – освобождение пленного. Как же Авраам справится с самыми сильными царями?

Высота Ога

Может быть, вам приходилось слышать, как о каком-нибудь высоком человеке

говорят: «Какой он великан, прямо как Ог!»

Интересно, какова же была высота Ога, царя Башанского?

Когда Ог был маленьким мальчиком, ему построили железную кроватку, видимо, деревянная кровать его не выдерживала. Ее размеры были таковы: три с
половиной метра в длину и два метра в ширину. Вот такой вот малыш-великан.
Когда Ог вырос, ему пришлось воевать с Моше, предводителем еврейского народа.
Мидраш рассказывает, что Ог поднял четырехкилометровую гору и собирался
бросить ее в еврейский народ. Случилось чудо, и саранча прогрызла отверстие в
центре горы, и та упала на голову великана. Он пытался снять гору с головы, но его зубы застряли в горе и он не cмог ее снять. Тогда Моше, сам ростом в пять метров, взял пятиметровую палку, подпрыгнул на пять метров и при этом достал только до щиколотки Ога.

Вот такие они, великаны.

 

Сипурей Тора – Ребе Исроэль, урок 14 – Авраам идет в Эрец Исраэль

Продолжение истории про Авраама. Авраам учит всех людей верить и молиться единственному аШему. Ребе Исроэль рассказывает о том, как Авраам уходит из Ур Касдим и идет в землю, которую ему укажет Всевышний. По слову аШема, Авраам идет в Эрец Исраэль. На протяжении всего пути, и по приходу в землю Израиля, Авраам вместе с женой Сарай продолжает учить людей вере и благодарности Всевышнему.
В Эрец Исроэль Авраама ждет испытание. А какое именно, вы узнаете на этом уроке.

Мора Керен – учим четвертый день творения. Луна и Солнце

Мора Керен продолжает учить с девочками четвертый день творения.
Изначально Солнце и Луна были созданы Всевышним одинаковыми по размеру.
Почему же теперь Луна значительно меньше? И что мы учим из четвертого дня творения?

Сипурей Тора – Мора Керен, Урок 13 – Спор с Лотом

 

Авраам, Сара и Лот вернулись из Египта в Землю Израиля – тогда еще Эрец Кнаан, в город Бейт Эль.
Из-за пастбищ для скота у Авраама состоялся спор с Лотом.
И Лот сделал свой выбор – спустился от праведного Авраама в долину, к городу Сдом.

Раби Шимон бен Шетах

История о праведнике, которого звали Раби Шимон бен Шетах.
История о том, как ученики решили помочь своему бедному Раву и купили ему осла.
А осел оказался с “подарком”. И как же Раби Шимон бен Шетах поступил?
Нам есть чему поучиться у великих мудрецов!

Ребе Гедалья для старших — учим Хумаш с Раши. Урок 8

Ребе Гедалья для старших мальчиков – учим Хумаш с Раши в нашем Хейдере онлайн!

В начале урока ребе Гедалья рассказывает притчу о том, как маленькие, и, на первый взгляд, бесполезные удары молоточка по бетонной стене, оказались ценными и полезными.
Ребята учат о создании Хавы.

Недельная глава Шмот для детей. Часть 1

Введение в книгу Шмот.
Святая Тора разделена на пять книг. Закончив изучение первой книги – Берейшит, мы начинаем учить вторую книгу, Шмот.
Книга Берейшит называется также книгой Творения. Потому что все, что в ней описывается, – это часть процесса сотворения мира. Все события, которые происходят в этой книге, намекают также и на то, что произойдет в будущем. И ничего в мире не происходит без того, чтобы не было на это намека в книге Берейшит.
Это похоже на человека, который сажает косточку в землю. Со стороны не видно, что из этой косточки вырастет, но на самом деле, в генетическом коде этой косточки уже заложено все ее будущее развитие. Так же и в книге Берейшит – заложено все развитие мироздания.
В книге Берейшит были избраны праотцы еврейского народа, и им была дана особая миссия, которая должна повлиять на историю всего человечества. И точно так же, как невозможно изменить факт сотворения мира, так же невозможно отменить избранность еврейского народа.
Книга Шмот называется также книгой Избавления. Потому что в ней подробно рассказывается о том, как еврейский народ освободился от египетского рабства.

Недельная глава Шмот
Часть1
«И вот имена сынов Израилевых, вошедших в Египет» – с этих слов начинается книга Шмот. После этого, идет перечисление всей семьи Яакова.
Зачем в начале книги Шмот Тора опять перечисляет имена спустившихся в Египет, если это уже было сделано в конце книги Берейшит?
Мудрецы отвечают на этот вопрос следующим образом. Творец хотел показать этим повторным перечислением важность каждого человека, и Свою особенную любовь к нему. Когда спрашивают у учителя, который очень любит своих учеников, кто учится в его классе, он не ограничивается сухим ответом, вроде: «У меня в классе двадцать учеников», а отвечает, перечисляя их всех поименно: «У меня учится Яша, Йося, Ицик…».
Творец хотел показать нам, насколько важен для Него каждый человек. Ведь у каждого есть уникальная душа и неповторимые возможности. Никто не сможет познать волю Творца именно так, как это можешь сделать ты!
Вся картина мироздания напоминает большую мозаику, и у каждого из нас есть в ней своя часть. И если мы ее не заполним, то, какими бы прекрасными ни были другие части, все равно картина не будет полной.
Об одном великом мудреце рассказывают, что в детстве он собирал картинки с изображениями больших раввинов. Один раз, его мама наткнулась на этот альбом и открыла его. Среди портретов больших людей она нашла пустое место, под которым почерком ее сына было написано: «Если я буду хорошо учиться, то придет время, и моя фотография будет здесь.»
Еще в книге Берейшит наш праотец Авраам получил пророчество о том, что его потомки будут порабощены, и долгое время будут находиться в изгнании.
Мы не можем постичь истинных причин этого. Но некоторые объяснения Творец открыл мудрецам, а они открыли нам.
Говорят мудрецы, что для того, чтобы извлечь чистое золото, надо бросить брусок металла, в котором золото перемешано с железом, в раскаленную печь. И тогда, когда металл расплавляется, золото отделяется от других примесей.
Так сделал Творец и с евреями: перед тем, как выбрать народ, который будет Ему служить, и дать ему Свою святую Тору, Творец послал его в такую «плавильную печь». И после этого уже тот народ, который вышел из этой «печи», был на самом деле достоин своей великой миссии.
Недельная глава Шмот говорит и об исполнения страшного пророчества о порабощении, данного Аврааму.

Продолжение здесь.

Раби Нахумкэ 5

Аудио рассказы о Раби Нахумкэ.

Раби Нахумкэ 4.

Нахумкэ наслаждался учебой вместе с другими мальчиками у раби Карпеля в Шавале, как вдруг он получает грустное письмо из дома – папа очень болен и Нахумкэ надо срочно ехать…
После печального события, похорон отца, Нахумкэ ждет другое испытание – зависть и наговоры мальчиков в ешиве.
Как же устоять, как продолжить учить Тору в спокойствии?

Раби Нахумкэ 6.

Иврит для детей – Урок 11, части тела

Иврит для детей – легко и доступно! Система видео роликов поможет Вашему ребенку легко заговорить на иврите!
Учим вместе части тела на иврите с новым видео роликом:

Иврит для детей – Урок 11

 רֹאשׁ  – голова

עַיִן – глаз

אַף – нос

פֶּה – рот

אֹזֶן – ухо

יַד – рука

רֶגֶל – нога

עֵינַיִם – глаза

אָזְנַיִם – уши

יָדַיִם  – руки

רַגְלַיִם – ноги

שְׁתֵּי – две

Сипурей Тора – Ребе Исроэль, урок 13- Авраам и Нимрод (продолжение)

Авраам и Нимрод (продолжение) – ребе Исроэль рассказывает продолжение истории бесстрашного мальчика Авраама.
После происшествия в магазине Тераха, Авраам попадает во дворец царя Нимрода. Сам папа Терах жалуется жестокому царю на возмутительное поведение своего сына, разбившего всех идолов!
И Нимрод решает наказать его. Но Авраам не боится Нимрода, Авраам знает, Кто истинный Царь на земле! И ничто не навредит ему, если этого не захочет Всевышний.
Вы узнаете, как Нимрод подготовил пылающую печь, чтобы бросить туда Авраама, и о чем думал его старший брат, Орон, пока длились эти приготовления…

Вы также услышите настоящую историю о генерале-раввине, побывавшем в том самом месте, где давным-давно находился Ур Касдим

Сипурей Тора – Ребе Исроэль, урок 12 – Авраам и Нимрод (часть первая)

Ребе Исроэль рассказывает о событиях на земле после разрушения Вавилонской башни.
О злом царе Нимроде и о людях, которые поклонялись идолам. Что значит имя “Нимрод”? Кто стал самым главным идолом для всех людей в царстве Нимрода?
Вы узнаете об отце Авраама – Терахе. Что означает его имя – от слова “тарах”, трудился, утруждался… еще одна история про вашего любимца, Ашдилийпапонию. Труд полезный – и вредный труд.
Как зарабатывал деньги Терах? Знамение во время рождения Авраама. Как матери Авраама, Амалтай, удалось спасти сына от злодея Нимрода, а Тераху, отцу Авраама, не удалось заполучить дворец, полный золота…
Авраам выходит из пещеры. Мальчик Авраам задумывается о Создателе и Господине всего мира.
Как Авраам вернулся домой и как он помогал своему папе… в магазине идолов! Авраам учит всех людей верить в единого Б-га, и не поклоняться идолам.

Сипурей Тора – Ребе Исроэль, урок 11 – Единство – “ахдут”. Рождение Авраама.

Ребе Исроэль рассказывает на уроке машаль (“притча”) – историю со смыслом. Машаль состоит из двух частей – выдуманная часть (сказание), и нимшаль – то, что мы из этого учим. Что такое “ахдут” (единство)? Вы узнаете о силе “ахдут”, единства – и огромной важности дружбы между людьми.
История о царе-злодее Ахаве, который научил все свое поколение поклоняться идолам. Представьте себе, как евреи просили о помощи и исцелении у – березы!… Почему же люди этого поколения побеждали во всех своих войнах?! За какую заслугу аШем посылал им успех и победу?
Вы узнаете о том, для чего Всевышний смешал языки людей поколения Вавилонской башни, и чем закончилась история этого поколения… Царь Нимрод восстанавливает свое царство и начинает учить людей поклоняться идолам. Для этого он находит себе помощника из потомков Шема.
Начало истории Авраама. В какой семье и среди каких людей родился Авраам, будущий родоначальник еврейского народа.

Сипурей Тора – Ребе Исроэль, урок 10 – Нимрод и Вавилонская башня

И вот, после потопа, размножились люди чрезвычайно на земле. Один из сыновей Ноаха, Хам, украл из ковчега чудесные одежды Адама, которые подарил ему аШем. Эти одежды достались правнуку Хама, Нимроду.

И злодей Нимрод с помощью этой одежды показывал свое превосходство над животными и обманывал тем самым людей. Люди поверили Нимроду и поставили его над собой царем. Он поселился в долине Шинар и стал строить башню. Ее называют Вавилонская башня, или – мигдаль Бавель. А зачем ему нужна была башня? Об этом вы узнаете на уроке ребе Исроэля.

Мора Керен – четвертый день творения – задачи светил

Мора Керен со старшими девочками продолжают учить четвертый день творения – разбирают задачи светил.
Наше солнце и луна частично обладают тем светом, что Всевышний сокрыл после четвертого дня творения.
Небесные светила обладают определенным влиянием на происходящее на земле, но евреев Всевышний поместил над звездами, светила не оказывают влияния на праведников.

“За мной по пустыне” – часть пятая

Продолжаем публиковать историю странствования евреев по пустыне по книге Гади Поллака “За мной по пустыне”.
Евреи подошли к месту, где Аарон должен был покинуть стан – пришло его время подняться ко Всевышнему. Все евреи очень долго и искренне скорбили о нем, ведь Аарон так любил мирить тех, кто в ссоре!
После смерти Аарона исчезли Облака Славы, а после смерти праведной Мирьям – источник воды. Евреям стало страшно – какие еще испытания ждут их в пустыне?

Хумаш с объяснениями (Таич): Четвертый день творения.

Ребе Исроэль учит с ребятами Хумаш Берейшит – 14-19 псуким.
О создании солнца, луны и звезд.
О предназначении светил на Небе и их задачах.
И обо всем созданном сказал Всевышний “Ки тов”.
Традиционные напевы и объяснения.

Богач и бедняк

Рассказ о том, как важно, даже будучи богатым, не забывать о тех, кому требуется помощь.

Жил в одном еврейском местечке очень умный, но бедный человек. Звали его Кальман. У Кальмана была очень хорошая жена и четыре дочки. Когда пришло время выдавать старшую дочь замуж, они начали искать подходящего жениха.
Вскоре жених нашёлся, и они сыграли помолвку. Но к сожалению, жених тоже был из бедной семьи и денег на свадьбу у обоих семей не было. А ведь надо было не только устроить свадьбу, но и построить дом для молодой семьи и обставить его утварью. Кальман тяжело работал с утра до ночи чтобы собрать деньги на свадьбу дочери. Но ему не везло – работа часто была временной и платили ему мало.
В таких попытках прошло много времени. Когда Кальман увидел, что ему никак не удается собрать нужную сумму, он решил пойти собирать милостыню. Он начал стучаться в двери и просить людей помочь ему. В одном доме ему дали один рубль, во втором пять рублей. После какого-то времени Кальман понял, что и таким образом он не наберёт на свадьбу. Тогда он решил пойти к самому большому богачу в их городе. Этот богач владел несколькими банками, множеством магазинов и роскошными зданиями. Когда Кальман постучался в парадную дверь дома богача, ему пришлось довольно долго ждать, пока она наконец открылась. На пороге стоял слуга и ворча пробормотал: «Ещё один попрошайка». Этот слуга получил приказ от хозяина, который был добрым человеком, давать всем нищим по сто рублей. Для бедняков это была очень большая сумма. Но именно в этот день, множество бедняков уже стучалось в дверь, и слуга раздал много купюр по сто рублей. Слуга пошёл к своему господину, и сообшил, что ещё один нищий пришёл просить милостыню. Богач приказал привести нищего к себе в кабинет. Кальман зашёл в просторный и богато обставленный кабинет богача. Хозяин кабинета попросил его сесть в кресло и подождать, пока он закончит свои дела.
Кальман сел в удобное кресло и стал за ним наблюдать. Богач сидел за столом с открытыми счетами и подводил баланс за последнее время, записывая доходы в толстый блокнот. Кальман достал свои рубли и тоже начал подсчитывать их. Когда он закончил, богач тоже закончил подсчёт и закрыл свои блокноты.
«Ну каковы твои результаты подсчёта?» – спросил богач Кальмана.
Кальман не задумываясь ответил: «Разница между тобой и мной – 10 рублей».
Богач онемел от удивления: «Что ты сказал?» – переспросил он.
«Разница между тобой и мной – 10 рублей» – повторил Кальман.
«Если так, то ты или жадина (так как хотя ты и богач, но выглядишь как нищий), или ты нахал», – сказал богач.
«Ни то, ни другое» – ответил Кальман. «Я тебе объясню. Я был недавно на кладбище и поинтересовался: Сколько стоит похоронить человека? Мне ответили: Для бедняков 50 рублей, а для богачей 60 рублей. Вот и получается, что разница между мной и тобой всего 10 рублей».
Богач весело рассмеялся. Он понял, о чём намекает Кальман. Ведь на самом деле, в конце жизненного пути никто не берёт с собой ни гроша. Богач понял, что Кальман не простой человек, и что лишь большая беда привела его к порогу дома богача.
«В чём заключается твоя просьба?» – спросил он.
«Мне надо выдать дочь замуж, а денег на свадьбу нет» – сокрушенно ответил Кальман.
«Сколько у тебя детей?» – спросил богач.
«Четыре дочери»- ответил Кальман.
«Сколько стоит выдать одну дочь замуж?» – спросил богач.
«Десять тысяч» – тихо ответил Кальман.
Богач дал Кальману сорок тысяч, так чтобы тот смог выдать замуж всех дочерей, и попросил Кальмана пригласить его на свадьбу.
Кальман поблагодарил богача за его щедрость и доброту, и пошёл домой порадовать жену и дочку прекрасной новостью.
Подготовка к свадьбе началась с большим рвением. Кальман с утра до ночи бегал, покупая и договариваясь обо всём необходимом. В суматохе он совершенно забыл просьбу богача пригласить его…
В день свадьбы дочери Кальмана, богач сидел дома с женой за семейном ужином, как вдруг в дом ворвались воры. Они связали богача и его жену, а сами стали обыскивать дом, надеясь найти деньги и драгоценности.
А в это время начиналась свадьба дочки Кальмана, жених и невеста, приглашенные и оркестр, все уже находились на своих местах. И тут Кальман вспомнил о просьбе богача. Он громко сообщил всем, что они вместе с женихом и невестой, гостями и оркестром пойдут сейчас приглашать важного человека. И большой процессией, они все вместе направились к дому богача.
А в это время богач лежал в салоне своего дома крепко связанный, и уже прощался со всем своим богатством и со своей жизнью, потому что грабители оказались очень жестокими. И тут он услышал, как во дворе его дома играет оркестр и слышен веселый разговор множества людей.
Кальман очень удивился, найдя дверь дома богача открытой, он зашёл в салон и увидел страшную картину. Он кинулся развязывать хозяина дома.
«У нас дома воры, они пошли в погреб», – сдавленно сказал богач. Кальман выбежал на улицу и тут же позвал полицию. Полицейские арестовали воров и вернули награбленное хозяину.
В тот день на свадьбе дочери Кальмана праздновали и чудесное спасение богача.

И все вокруг говорили о том, что богач спасся благодаря тому, что когда-то помог Кальману.

Сипурей Тора – Ребе Исроэль, урок 9 – После потопа

После потопа Ноах решил проверить, высохла ли земля. Он выпускает ворона, но ворон не захотел улетать далеко от Тейвы. Потом Ноах выпускает голубя, и голубь приносит оливковый листочек. Значит, показались деревья!
Но Ноах все еще не решается выйти из ковчега-Тейвы – он ждет разрешения аШема.
Чувствуя благодарность Всевышнему за чудесное спасение, Ноах решает поблагодарить аШема, принеся благодарственные жертвы. И аШем принимает жертвы Ноаха, и обещает больше никогда не наводить потоп на землю и не уничтожать все человечество! аШем дает людям особенный знак на все времена – радугу.

Вы узнаете о том, что произошло дальше – какие растения посадил Ноах сразу после потопа? И к чему это привело?

Что совершили Хам и Кнаан, внук Ноаха, и за что Кнаан получил проклятье – быть “рабом рабов”? Почему другие два сына Ноаха – Шем и Йефет получили благословение и самые лучшие части земли? Какое место на Земле самое прекрасное, и кто именно получил его во владение?