Воспитание детей в духе Торы 2 – Цель воспитания

Каждый человек – это уникальное создание, с неповторимой яркой индивидуальностью. Тем более, нам, родителям, это не стоит упускать из виду, воспитывая детей.
Разглядеть эту яркую личность, не дать ей раствориться в мире множества групп и сообществ – и есть наша цель воспитания.

Святая душа

История для детей старшего возраста. Однажды к Бааль Шем Тову пришла бездетная еврейская семья умолять его помолиться Всевышнему, чтобы они удостоились родить ребеночка.
История о том, как одна простая еврейская семья удостоилась ребенка с очень высокой святой душой. И про то, какой след оставила святая душа в этом мире.

Мора Керен – Сотворение Человека. Продолжение

Мора Керен продолжает учить с девочками Сотворение Человека.

Всевышний создал человека по образу и подобию Своему. Что это означает, и к чему это нас обязывает?

На эти и на многие другие вопросы мы отвечаем на этом уроке.

А так же, на этом уроке мы разберём мишну из масехет – “Пиркей авот”:

Мишна 18. Он (рабби Акива) говорил: “Любим человек, ибо он был создан по образу Б-жию. Эта любовь еще сильнее, потому что ему было сказано об этом: “По образу Б-жию создал Он человека”. (Берейшит, 9:6). Любимы израильтяне, ибо они называются детьми Вездесущего. И эта любовь увеличивается тем, что им было дано знать об этом, как сказано: “Сыны вы Г-ду, Б-гу вашему”. (Дварим, 14:1). Любимы израильтяне, потому что дан им драгоценный инструмент. И любовь эта тем более велика, потому что им было сказано об этом: “Даю вам доброе учение, не отрекайтесь от Торы Моей”. (Мишлей, 4:2)

Урок для детей и не только!

Сипурей Тора – Ребе Исроэль, урок 16 – Авраам освобождает Лота

Ребе Исроэль рассказывает продолжение истории о Лоте. Злодей Нимрод пленил Лота.
А великан Ог видел все это, и побежал к Аврааму. Праведный Авраам поспешил выполнить заповедь освобождения пленных.
И, с Б-жьей помощью, Авраам освобождает Лота. Лот вернулся в Сдом.
После войны Авраам проходит мимо города Шалем, где жили Шем и Эвер, они поприветствовали Авраама хлебом и солью, а Авраам отделил Шему – когену аШема – десятую часть от всех захваченных на войне сокровищ.

Сипурей Тора – Ребе Исроэль, урок 15 – Авраам в Египте

Ребе Исроэль рассказывает об испытаниях, которым подвергся Авраам в Египте. О том, как забрали Сару к фараону, который хотел на ней жениться – но Всевышний слышит молитвы праведников и помогает им. аШем защищает Сару от посягательств фараона. Нагруженные дорогими подарками, скотом, серебром и золотом, Авраам вместе со своей женой Сарой и племянником Лотом покидают Египет. Вы узнаете о том, как Лот покинул праведного Авраама и спустился к Сдому. Что привлекло племянника Авраама в таком грешном месте?

Кроме того, ребе Исроэль рассказывает о войне четырех царей и о том, как пленили Лота.

Сипурей Тора – Мора Керен, урок 16 – Союз Авраама со Всевышним

 

Вс-вышний посылал в жизни Авраама много испытаний. И вот, Авраму уже 99 лет, а у него и Сарай все еще нет сына. Вс-вышний посылает Авраму еще одно испытание, Он велит сделать ему Брит Милу. Брит Мила – это союз Авраама со Всевышним. Кроме этого, Вс-вышний меняет имя Авраму и его жене, Сарай. Теперь они зовутся Авраам и Сара. В их именах появилась буква «хэй» из имени Всевышнего. И если раньше, по звездам, Аврам видел, что ему не суждено иметь сына от Сарай, то теперь Всевышний поднял их судьбу над звездами – у Авраама и Сары обязательно родится сын!
После брит милы Всевышний наслал страшную жару на землю, Он хотел обеспечить Аврааму покой. Но Авраам страдал от отсутствия гостей, и тогда Всевышний посылает ему троих ангелов в виде гостей…

Мора Керен – Сотворение Человека

Мора Керен изучает с девочками последний день творения – момент Сотворения Человека. У человека животное тело и возвышенная душа.
Мора Керен рассказывает некоторые мидрашим о сотворении человека.

Рав Каанман – основатель ешивы Поневеж

Рав Каанман – основатель ешивы Поневеж в Бней Браке, вырос в Литве, у очень богобоязненных родителей. Жили они бедно, но родители находили средства отправить в хейдер своих четверых сыновей, потому что для них было очень важно – чтобы мальчики учили Тору! Однажды зимой в том местечке выпало очень много снега. Мама мальчиков очень переживала, как ее сыновья пойдут учиться – ведь ботиночки мальчиков были рваными, и в доме была только одна пара сапог. Она стояла у окна и молилась, чтобы Всевышний послал ей идею…Как же им быть?

Бен Иш Хай 9 – Пробуждение Милосердия

Бен Иш Хай 9 – Пробуждение Милосердия.
У одного шейха был замечательный мул, славящийся красотой, послушанием и быстротой бега, которого он очень высоко ценил. Шейх всячески холил и украшал своего мула, выезжал на нем в дальние поездки. Об этом прослышал другой шейх из далекой местности и возжелал его очень сильно. Предлагал хозяину мула тысячу золотых, но тот не соглашался, предлагал обменять на два других мула, но тот все равно не соглашался расстаться с любимым животным. Тогда решил шейх добыть желаемое обманным путем.
Приехал в то место, где жил шейх, хозяин мула, под видом нищего и стал наблюдать. Прознал, что раз в день хозяин мула мчится на нем долго галопом по пустынной дороге.
Злодей спрятался неподалеку и, заслышав громкий стук копыт мула, распростерся на дороге, как человек измученный жаждой или больной. Как и ожилалось, хозяин мула спешился и обеспокоенно подошел к несчастному. Но тот вскочил, взобрался на мула и стремительно поскакал прочь. Шейх сразу понял, что его обманули, и, уже не расчитывая вернуть своего мула, который уносился в облаке пыли, все же крикнул вдогонку: «Постой, постой! Послушай, что я тебе скажу!»
К его изумлению, похититель остановился и повернулся в седле к своей жертве.
«Вор! Похитив мое сокровище, ты не только лишил меня драгоценного мула, но и побудил в дальнейшем не проявлять милосердия к несчастным. Более того, другие путники, услышав о том, что ты сделал, будут опасаться помогать людям на дороге. Так что ты, по сути, уменьшил проявление Милосердия во всем мире!» – воскликнул с гневом хозяин мула.
Потом он повернулся и медленно побрел домой с тяжестью в сердце.
Но его слова произвели на вора сильное впечатление. Он уже не мог радоваться приобретению, как мечтал. Слова несчастного владельца животного не шли у него из головы.
«Из-за моего обмана люди перестанут помогать умирающим от жажды в пустыне, будут подозревать, что это разбойники. Проедут мимо, и человек умрет!» – представлял он себе.
Наконец, он пришел к выводу, что его действие принесло больше вреда, чем пользы, и решил раскаяться в своем грехе.
«Преодолею свое злое начало, возвращу мула и попрошу у хозяина прощения» – думал он по дороге к шатру шейха.
«Уважаемый! Я обманул тебя и украл мула, я виноват в уменьшении Милосердия в этом мире! Я очень сожалею о своем поступке и поспешил вернуть тебе мула как можно скорее!
Прошу, прости меня!»
Шейх был поражен мужеством этого человека и тем, какое впечатление произвели на него его слова. Он встал, подошел к нему, и со слезами на глазах, обнял его.
«Дорогой мой человек! Я вижу, что твое раскаяние искренне. Ты способен вести себя добрее по отношению к людям. Я не только прощаю тебя, но я даю тебе своего мула в подарок. Ведь благодаря твоему раскаянию, ты возвратил поток Милосердия в этот мир!»

Раскраски на тубишват

Приближается  новый год деревьев. И мы подготовили для вас:

Раскраски на тубишват

Print Friendly, PDF & Email

tu-bishvat

טו בשבט 3

 

 

Наказания. За или против?

Все, кто вырос в бывшем Союзе, воспитывались, как правило, на основе строгих правил, за нарушение которых наказывали. В просоветской системе наказание было основным инструментом воспитания. А целью воспитательного процесса считалось взращивание послушного покладистого ребенка, умеющего беспрекословно выполнять указания взрослых.

Сегодняшние родители во многом копируют стиль воспитания прошлых поколений. Часто это происходит невольно, вопреки открыто декларируемой позиции – ни в коем случае не повторять путь родителей. Но что плохого в таком методе воспитания, как наказание? Разве послушный ребенок – не свидетельство того, что родители преуспели в воспитании? Какого мнения по этому поводу придерживается еврейская традиция?

Конечно, никто не выступает против детского послушания. Одна из самых важных ценностей еврейской традиции – научить человека принимать авторитет. Без умения выполнять указания и требования не может вырасти здоровый, нормально функционирующий человек, не говоря уже о кошерном еврее. Но вот о том, как этого достичь и какой должен быть порядок приоритетов у родителей, стоит поговорить подробнее.

Обратимся к истории. Когда Александр Македонский пришел завоевывать Иерусалим, он встретился с еврейскими мудрецами и был поражен их мудростью. Александр очень любил беседовать с ними. Однажды он спросил:

– Кто в иудаизме считается истинно мудрым человеком?

Сам Македонский был великим греческим ученым. Он был уверен, что мудрецы признают его великую мудрость. Однако их формулировка стала неожиданностью для грека. Мудрецы ответили:

– Тот мудр, кто может просчитать будущий результат поступков и вести себя в соответствии с этим пониманием.

Любой серьезный проект начинается с определения конечной цели. Это одинаково верно по отношению к строительству дома или воспитанию детей. Воспитывая ребенка, родители должны понимать, какова их основная цель, и всегда видеть ее перед собой. Относительно этой цели должны быть рассчитаны все воспитательные методы. Именно об этом сказано в книге «Мишлей» царя Соломона:

– Воспитывай ребенка по его пути, и даже когда состарится, не оставит этот путь.

Мы видим здесь, какова цель воспитания. То время, когда ребенок находится под родительским влиянием, – очень короткий период в его жизни. Наша цель – смотреть в будущее и заботиться о том, каким он станет, когда покинет отчий дом.

Основное, что продвигает самостоятельного человека по жизни – сила желания. Это мотор. Если основная цель воспитания – вырастить человека, в сердце которого живет желание любить Всевышнего, помогать другим, постоянно духовно расти, то мы должны сверять все наши действия с этой главной целью. Думать, приводят ли они к ней.

Рав Якобзон рассказывал, что в детстве был бунтарем. Однажды его ребе наказал его – велел написать 200 раз фразу «Надо всегда слушаться учителя».  Давайте проверим, служит ли такого рода наказание – нашей цели – воспитать ребенка, который хочет развиваться и успешно продвигаться в жизни. Поможет ли ему подобное наказание? Представим себе, как ребенок пишет эту фразу.  Вы готовы поверить, что на пятидесятый раз ребёнок вдруг замечает смысл, начинает осознавать его и внутренне соглашаться с тем, что надо слушать учителя?  На сотый раз он вдумывается в идею – а ведь, действительно, стоит слушаться учителя. Он пишет фразу снова и снова. К двухсотому разу ребенок переполняется желанием всегда слушаться учителя.

Это фантазия. На самом деле, чем больше ребенок выполняет это наказание, тем сильнее его ненависть к заданной идее. Это абсолютно нормально и естественно. В любом здоровом человеке живет способность противостоять давлению, сопротивляться насилию. Подумайте о себе. Если ваша соседка упрекнет вас в чем-либо, захочется ли вам согласиться с ней? Нужно быть на очень высоком уровне, чтобы принять упрек, а не оттолкнуть его. Это очень тяжело. Любое самое мягкое недовольство естественным образом вызывает сопротивление в душе, которое растет не только от тяжелого наказания, но даже если ребенок видит наше недовольное лицо. Кстати, это также один из видов наказания.

Понятно, что ни один вид наказания не ведет к появлению желания идти тем правильным путем, который мы предпочли бы для наших детей.

– Вы советуете никогда не наказывать детей?

– В соответствии с мировоззрением Торы, у наказания тоже есть важная роль, и мы не отрицаем его полностью. Единственное исключение составляют физические наказания. Рабаним советуют не использовать их. Физические наказания могут привести к серьезным психологическим травмам. В нашем поколении нет взрослых, которые умеют правильно пользоваться этим инструментом, нет детей, которые могут это воспринять.  Физические наказания приводят к ужасным последствиям, проявляющимся через несколько десятков лет. Но, с другой стороны, есть родители, которые, отказавшись от физических наказаний, вооружились другими опасными воспитательными методами: критикой, унижениями и криками. Однако этот путь еще хуже! Он не приводит ни к каким полезным результатам. Лишь разрушает психику ребенка, который на примере подобного поведения старших учится единственному – срывать злость на другом человеке. Это подкашивает доверительные отношения детей и родителей. Ребенок в этот момент чувствует, что его ненавидят, что родитель мстит ему лично, и никакого чувства кроме ненависти, неприязни и желания сделать назло такое поведение у здорового ребенка не может вызвать.

Если родитель все-таки срывается и переходит на крик или угрозы, а потом сам чувствует себя виноватым, стоит ли извиняться перед ребенком?

– В воспитании детей – нет универсальных рецептов. Но есть общие распространенные ошибки родителей. Ребенок понимает, что родитель – не ангел, он живой человек, который старается работать над собой. Если в целом атмосфера в доме любящая и принимающая, то есть некоторый процент позволенных ошибок, которые не нанесут вред отношениям детей и родителей. Рав Якобзон говорит, что родительские извинения за каждый неверный шаг превратят отношения с детьми в постоянную цепочку извинений. Невозможно просить прощения за все, что мы делаем не так. Нужно просто постараться вернуть уровень отношений на обычный теплый любящий уровень. Этого уже достаточно. Но если произошло что-то из ряда вон, если ребенок очень сильно унижен и оскорблен, то тогда стоит посочувствовать ему и попросить прощения, признав ошибку.

Вы говорите, что нельзя наказывать не только физически, но и словесно. Какие формы наказаний приемлемы в еврейской традиции?

– Если мы говорим о нужных формах наказания, то сначала стоит определить, что такое наказание с точки зрения Торы, и какова его цель.

Наказание – это реакция воспитателя, которая вызывает неприятные ощущения у ребенка. Она помогает ему овладеть своим дурным началом и исправить проступок. Любая отрицательная реакция усиливает в ребенке осознание того, что он нехороший и снижает его самооценку. Поэтому мы пользуемся наказанием только в исключительных случаях, когда поступок ребенка выходит за рамки его повседневного поведения. Даже в этом случае нужно постараться придумать такое наказание, которое не будет выглядеть в глазах ребенка бессмысленной местью. Кроме того, само наказание должно иметь причинно-следственную связь с проступком. Так ребенку будет намного легче воспринять его как что-то естественное и правильное. Ему возможно даже станет легче, так как через наказание он избавится от чувства вины.

В детстве рав Якобзон был большим озорником. Но однажды в компании с другом он превзошел самого себя и совершил нечто из ряда вон выходящее. Дети знали, что нарушили правила поведения. Когда проступок обнаружили, то друга рава Якобзона выпороли. Мальчик был переполнен горечью, ненавистью к родителям. Для того чтобы отомстить им, он делал вещи, которых раньше себе не позволял. Обманывал, воровал и нарушал субботу.

Папа рава Якобзона повел себя по-другому. Сначала он поговорил с сыном и объяснил ему, насколько сильно его расстроил и испугал поступок мальчика. Отец сказал, что до сих пор у него было доверие к сыну, на которого можно положиться, но теперь он больше не может доверять ему.  Было решено каждое утро провожать мальчика в хедер, на переменах между уроками следить за его поведением, а после уроков забирать его домой. Во второй половине дня, если сыну нужно будет куда-то выйти, то его также будут сопровождать. Отец говорил о своем решении с болью и горечью.

Со следующего дня папа рава Якобзона, очень уважаемый человек, стал реализовывать план. Он везде сопровождал сына, но никогда не стыдил его при этом. По дороге в хедер шел другой стороной улицы, а потом делал вид, что ему нужно поговорить с директором. После обеда мальчик никуда не хотел выходить из дома, так как стыдился сопровождения. Но отец уговорил его пойти в парк погулять, так как прогулки очень важны для детей. Сам он взял книгу и пошел с ним. Пока мальчик играл с детьми, отец сидел с книгой на скамейке и читал. Парк был полон молодыми мамами или нянями, которые пасли малышей. Папа рава Якобзона был среди них единственным мужчиной. Кроме того, мальчик знал, что у его отца очень много дел, но, несмотря на это, он идет с ним в парк на прогулку. Ему было очень неловко и стыдно за это. Хотелось вернуть доверие отца, чтобы тот снова разрешил ему самостоятельно ходить на занятия и на прогулки.

Ребенку было очевидно, что папа ему не мстит, что он искренне любит его и готов многим поступиться ради него. Он не чувствовал себя плохим, но понимал, что временно потерял доверие родителей. Наказание продолжалось всего два дня. Рав Якобзон на всю жизнь запомнил его. Он говорил позже, что тот случай так хорошо помог ему понять, насколько вредна и страшна ложь, что он физически не способен обмануть кого-либо.

Это пример правильного наказания, которое было естественным следствием поступка. Важно также, что родитель взял на себя часть наказания и часть вины за неправильное поведение ребенка.

Это пример исключительного случая. Можно ли этот принцип применять повседневно?

– Одна женщина рассказывала, что у нее полжизни уходило на борьбу с детьми за уборку игрушек, за своевременное возвращение с прогулки, за то, чтоб обед был съеден. Она была уверена, что так и будет всю жизнь. Это женщина ругала детей, читала им нотации, но ничего не менялось. Однажды ей пришлось уехать вместе с мужем на неделю. Дети остались с бабушкой и дедушкой. Когда она вернулась, ее ждал сюрприз. Дети сами собирали игрушки, делали вовремя уроки и с удовольствием ели. Эта женщина была поражена чудесными переменами.

– Как у вас это получилось? – спросила она у родителей.

– Я сделал так, что дети стали собирать игрушки не потому, что это надо мне, а потому что это надо им, – ответил ее отец.

– Как же ты этого добился?

– Я сказал, что мне очень неприятно спотыкаться об игрушки на полу, я не люблю мусор, поэтому каждый раз, когда я вижу что-то на полу: карандаш, фломастер или машинку, то заберу себе. Через несколько дней дети обратили внимание, что арсенал их игрушек очень сильно обеднел, и никакие уговоры не могут заставить меня вернуть их обратно. Тогда они стали перед сном собирать игрушки, тщательно проверяли, что ничего не забыли.

По поводу возвращения с прогулки и еды мы объяснили им, что бабушке тяжело разогревать еду много раз и установили точное время обеда, когда они могут прийти и поесть. После еды бабушка наводила порядок на кухне, и никого не кормила до вечера, когда в определенный час подавался ужин. Дети восприняли это естественно, потому что у каждого человека есть свои жизненные правила. Ведь когда они играют с друзьями, то даже самый непослушный ребенок принимает на себя правила игры.

Конечно, введение новых правил потребует некоторого времени и терпения. Вначале дети захотят проверить, что вы серьезны и не собираетесь отступать. Когда же они в этом убедятся, то примут новые законы безо всяких отрицательных реакций. Конечно, четкое следование правилам требует работы над собой от взрослых, которым придется быть последовательными и постоянными. А часто нам лень себя так вести. Однако домашние правила помогают вырастить дисциплинированных детей, которым намного легче продвигаться по жизни.

То есть в доме, где установлены четкие границы приемлемого поведения, в наказании практически нет нужды? Оно может потребоваться только в каких-то очень редких и особенных случаях?

– Совершенно верно. У любого ребенка есть естественная нужда чувствовать границу. Ребенок сам боится своих порывов, своего дурного начала. Родительские правила его защищают. Ребенок, у которого сильные родители, способные установить постоянные границы и поддерживать их, чувствует себя защищенным. Иногда в раннем детстве может потребоваться физическое вмешательство, чтобы установить границы. Возможно, обнимая ребенка, удержать его руки, если он хочет стукнуть кого-то, или посадить в кресло, чтобы успокоить.

Однажды заведующая сети детсадов рассказала мне такую историю. В одном садике мальчик кричал и дрался. Молоденькая воспитательница растерялась. Ей не удавалось успокоить малыша. Заведующая подошла к ребенку, обняла его так, что он не мог никого стукнуть, и держала крепко, пока не успокоился. Когда мальчик успокоился, то сказал ей:

– Я люблю тебя и хочу, чтобы ты была моей воспитательницей.

– Почему? – спросила она малыша.

– Потому что ты сильная и можешь меня защитить, – ответил мальчик.

– От кого тебя нужно защищать?

– От меня самого.

Это очень редкий случай, когда ребенок смог словами выразить свои чувства. Он демонстрирует нам, насколько высока в малышах потребность в дисциплине.

Мы говорили, что очень важны четкие рамки и правила. При этом нельзя забывать, что самое основное в построении здоровой личности – это очень много тепла, любви и доверительные отношения с родителями. Всего, что может это испортить, нужно остерегаться.

Интервью с рабанит Керен Кацен записала Браха Губерман.

Записи аудио уроков по воспитанию р. Кацен вы можете послушать на нашем сайте, в категории Родителям – Воспитание детей – аудио уроки.

 

Лекарство для жизни

Раби Янай жил около рынка и крики торговцев часто мешали ему учиться.
Но однажды он услышал что-то необычное, что заставило его отвлечься от учебы и даже выйти на улицу!
“Лекарство для жизни, лекарство для жизни!” – кричл один торговец. Раби Янай поспешил к нему. И что же он увидил на лотке торгующего?

Из жизни праведников – Кто ел чеснок?

Из жизни праведников.
История о праведных учениках Раби Иегуды аНаси.
История, которая учит нас заботиться о репутации других даже больше, чем о своей.

Сипурей Тора – Мора Керен, Урок 15 – Рождение Ишмаэля

 

Продолжение истории жизни нашего праотца Авраама.
После войны с четырьмя царями, после всех чудес, которые Вс-вышний сделал Аврааму, Авраам стал сомневаться – а не согрешил ли он в своих действиях? Авраам стал думать о будущем и ему стало грустно, что нет у него потомков.
Тогда Вс-вышний открылся ему и предложил заключить союз, союз между частями животных. Вс-вышний рассказал во сне Аврааму о будущем его потомков, об изгнании и будущем избавлении.
Спустя некоторе время, Авраам – по просьбе своей жены Сарай – взял себе вторую жену, Агарь, ибо у Сарай все еще не было детей.
Рождение Ишмаэля – сына Авраама и Агарь.

Иврит для детей – Урок 12, большой – маленький

Новые слова:

מְכוֹנִית – машина

יֶלֶד – мальчик

יַלְדָּהּ – девочка

גָּדוֹל – большой

קָטָן  – маленький

גְּדוֹלָּה –  большая

קְטַנָּה – маленькая

Ещё уроки – Иврит для детей

Воспитание детей в духе Торы 1 – качества характера

Начинаем новый курс занятий для родителей на тему: “Воспитание детей в духе Торы”.
По урокам рава Якобсона

Первый урок.

Для того, чтобы быть примером для наших детей, надо самим совершенствовать свой характер. На этих уроках мы будем учить о том, как работать над собой и стать авторитетом для наших детей в плане соблюдения и Ират Шамаим – трепете перед Небесами.

 

 

Раби Нахумкэ 6

Цикл аудио уроков про Раби Нахумкэ.

Раби Нахумкэ 5.

Раби Нахумкэ решил отправиться в ешиву “Мир”. Глава ешивы, рав Авраам встретил одного еврея, который искал шидух для дочки. Единственное желание этого еврея было чтобы муж его дочки посвятил себя Торе. Рав Авраам решил, что это очень подходящий шидух для Нахумкэ.
Раби Нахумкэ уже достиг больших вершин в Торе и его теперь звали Рабейну. И многие жители местечки Мир очень растроились, узнав о помолвке Нахумкэ. Они тоже хотели породнится с таким талмид хахамом. Но Нахумкэ не разорвал помолвку и женился на дочке раби Элиэзера, Ите.
После свадьбы молодые уехали в местечко невесты. Их дом был всегда открыт для бедных.

Мора Керен – учим пятый и шестой день творения

Мора Керен учит с девочками пятый и шестой день творения.
Читают псуким и разбирают комментарии Раши.
Вы узнаете какое великое множество животных создал Всевышний в пятый и шестой день творения! Домашние и дикие, летающие и ползающие, плавающие и бегающие, живые твари наполнили землю.
Вы узнаете почему Всевышний благословил летающих и плавающих, а других животных нет.
Важная тема – создание Человека.

Святой Ари и рав Мельцер

Вы услышите два рассказа о праведниках – их звали святой Ари и рав Мельцер.
Много лет назад в городе Цфат жил праведник, его звали святой Ари. Он обладал большой мудростью и Всевышний удостоил его особым знанием: он мог посмотреть на человека и сразу понять – праведный это человек или грешник. Святой Ари мог сказать человеку в чем его пригрешение и как его исправить. Люди часто приходили к праведнику, ибо они хотели подняться к Всевышнему после 120 с чистой душой. И вот однажды…слушайте внимательно кто пришел к Святому Ари.
Исторрия про рава Мельцера учит нас, что поняв даже маленький намек, можно исправить большое пригрешение.

Недельная глава Шмот для детей. Часть 3

Недельная глава Шмот. Начало здесь: Часть 1 и Часть 2.
Часть 3.
Фараон решил поступить по совету Билама и поработить еврейский народ. Но сделать это напрямую он не хотел, потому что тогда соседние страны могли обвинить его в преступных действиях. Ведь египтяне сами пригласили Яакова с семьей в Египет и обещали им хорошую жизнь, так как же они теперь порабощают их?
Поэтому фараон решил действовать потихоньку, не привлекая внимания и не вызывая подозрений.
Начал он с того, что обложил евреев особым налогом. Ведь это принято во всех странах, что пришельцы должны платить высокие налоги, и это не должно было вызвать возмущение.
Фараон позвал глав еврейского народа и сообщил им сладким голосом: «Я очень рад видеть ваше процветание в нашей стране! Вы многочисленны и сильны. Но вы не должны забывать, что все ваше богатство и благополучие дает вам ваша новая родина – Египет. И раз вы достигли такого процветания в нашей стране, пришло время отплатить нам добром за добро. Мы не будем утруждать вас непосильными просьбами. Страна нуждается в новых городах, и все, что от вас требуется – это финансировать строительство. Но если вам жалко денег, вы не обязаны платить наличными! Вы можете отдать долг родине вашим трудом! Более того, тому, кто решит работать на строительстве вместо выплаты налогов, мы сами заплатим большие деньги!»
И для того, чтобы показать пример, фараон сам вышел на строительную площадку и начал работать.
По еврейским кварталам прошлись посланцы царя с сообщением: «Тот, кто хочет хорошо заработать, пусть примет участие в важном государственном проекте – строительстве городов Питом и Рамсес!»
«Ты идешь на работу?» – спросил еврей из колена Шимона своего соседа, еврея из колена Леви.
«Нет, я не собираюсь работать на египтян» – ответил тот.
«Как?! Ведь даже сам фараон участвует в строительстве!» – удивился первый.
«Ну и что?! От нашего праотца Яакова известно, что наше колено будет служить Творцу в Храме, поэтому мы не собираемся работать на кого-то другого» – отвечал левит.
«Но они обещают большие деньги! Это же просто золотая жила!» – продолжал убеждать его первый еврей.
«Деньги, деньги… Не нужны нам их деньги. Тот, кто дал нам жизнь, даст и деньги» – ответил представитель колена Леви.
Такие, и подобные беседы вели евреи в то время. И даже, если кто и не выражал большого желания участвовать в строительстве, утверждая, что он слишком нежен для тяжелых работ, ему отвечали: «Неужто ты нежнее самого Фараона?»
И на самом деле, все евреи пришли на строительство. Все, кроме колена Леви.
Одни пришли, чтобы доказать свою верность фараону и Египту, другие для того, чтобы хорошо заработать. И те, и другие работали с большим энтузиазмом. А так как евреи были очень сильными, за один день они успели сделать очень много.
Фараон же назначил множество надсмотрщиков, и приказал им подсчитать норму, которую выполнят евреи за этот день.
Кроме того, фараон расставил вокруг строительной площадки своих солдат, переодетых в рабочих и крестьян, и каждому из египтян приказал держать под одеждой кнуты, которыми избивают рабов.
Когда начало темнеть, евреи подошли к надсмотрщикам-египтянам, которых назначил фараон, и попросили обещанную плату.
«Зарплату? Вы хотите зарплату?! Никаких денег вы не получите!» – издевательски захохотал главный начальник.
Евреи переглянулись между собой, не понимая, чем вызвана такая перемена настроений.
«Раз так, то завтра я не выйду на работу!» – сказал один смельчак.
Ту же на него набросилось несколько египтян с кнутами и начали его жестоко избивать, пока он уже не мог встать на ноги.
Евреи оглянулись вокруг, и увидели, что окружены вооруженными египтянами.
«С завтрашнего дня, вы все обязаны приходить на работу с восходом солнца!» – сообщил главный начальник.
«Тот, кто не придет, будет строго наказан!» – сказал он, многозначительно посмотрев на избитого еврея. «И ни о какой зарплате и не мечтайте! Сухой хлеб и вода – это все, что вы получите!»
После этого египтяне прошлись между рядами евреев и выбрали из них самых представительных – их назначили начальниками над группами рабочих.
Они были ответственны за то, чтобы евреи каждый день выполняли норму, которую выполнили в первый день.
Когда в этот день наш знакомый еврей из колена Шимона пришел домой, на нем просто лица не было.
«Что случилось?» – удивилась его жена, – «Ты же уходил с таким хорошим настроением!»
«Ой! Большая беда постигла нас!» – отвечал он, – «Теперь мы все должны будем каждый день тяжело работать на египтян!»
«Ну хорошо, хотя бы мы неплохо заработаем!» – попыталась подбодрить его жена.
«Никто нам не собирается платить! Они превратили всех нас в рабов!» – продолжал сокрушаться муж.
«Ну, тогда не иди на работу, и все!» – продолжала она.
«Один уже попытался об этом заикнуться, я надеюсь, что он остался жив после тех побоев, которые он получил от начальников-египтян» – с горечью ответил муж.
«Ой! Какой ужас!» – наконец поняла всю тяжесть ситуации его жена.
Весь еврейский квартал находился в трауре, но делать было нечего, и всем оставалось только прилечь и недолго поспать, чтобы набраться сил на завтра.
Евреям был дан приказ строить два города-хранилища, Питом и Рамсес. И в течение следующих десятилетий, всего более ста лет (!), десятки тысяч евреев были заняты этим.
Спрашивают мудрецы: как это может быть? Ведь за такое долгое время, такое количество рабов могло застроить почти всю землю! Рассказывают мудрецы, что фараон намеренно приказал строить эти города на болотистой земле, так, что к концу строительства вся постройка рушилась или утопала в почве.
Самый тяжелый труд – это бессмысленная работа. Человек может тяжело трудиться над чем-то, но зная, что в конце он сможет увидеть плоды своего труда, он не чувствует тяжести работы. Однако знать, что весь твой труд совершено никому не нужен, что в конце концов все, над чем ты трудился, будет уничтожено, – страшно угнетает.
В Торе есть закон, который запрещает давать рабу бессмысленную работу. К примеру, нельзя приказать рабу выкопать яму, а сразу после этого – приказать засыпать ее.
В конце каждого рабочего дня египетские начальники подсчитывали выполненное количество кирпичей, и, если они не досчитывались кирпичей до дневной нормы, они жестоко избивали еврейских «начальников», за то, что те не уследили за скоростью работы.
Но праведные еврейские начальники принимали побои, говоря: «Лучше пусть мы пострадаем, а не наши братья». В заслугу этого, когда евреи были в пустыне, Творец наделил еврейских начальников пророческим даром, и они стали главами народа, теми, кому полагается уважение и почет.
Фараон все сильнее и сильнее порабощал евреев, пока у них совсем не оставалось сил, и в конце дня они просто валились с ног. Фараон и его советники надеялись, что таким способом у них получится сократить рождаемость в еврейском народе, и они больше не будут такими многочисленными. Однако получилось наоборот, – чем больше египтяне порабощали евреев, тем больше они размножались.
Говорят мудрецы: в час, когда Фараон с советниками решили поработить еврейский народ, чтобы они не размножались, сказал Всевышний своим ангелам: «Они говорят ”пусть не размножаются”, а Я говорю ”пусть да размножаются!”».
Об этом написано в книге Мишлей, которую написал мудрейший из людей, царь Шломо: «Много замыслов в сердце человека, но только желание Всевышнего – сбудется». У людей много желаний и планов, но они не должны забывать, что не они – управляют этим миром, и только тот план, который угоден Творцу, осуществится. Как фараон ни старался, но у него не получилось остановить размножение еврейского народа, потому что Творец помогал им. Написано в Торе: «Всевышний заступается за гонимого…» и еще написано в книге псалмов Давида: «Творец близок к тому, у кого разбитое сердце…»
Творец видел, как угнетают евреев, и послал им Свое благословение, и они продолжали очень быстро размножаться.