Сайт посвящается светлой памяти
Даниэля бен Яакова свеча тора

 

Авраам и Лот Приходят в землю Кнаан по слову аШема: “Лех леха”…!
Голод в стране Кнаан.
Авраам спускается в Египет.
Авраам прячет Сару, а египтяне ее находят и отбирают в жены фараону.
Фараон получает наказание от аШема и отпускает Сару.

Наш праотец Авраам

Недельная глава Лех Леха для детей

От первого человека Адама и до Ноаха прошло 10 поколений. Ноах был самым праведным потомком Адама. Поколения после Ноаха опять начали грешить и заниматься идолопоклонством. Через десять поколений после Ноаха родился Аврам (о том, как он стал Авраамом, мы еще поговорим). Аврам был самым праведным потомком Ноаха. Далее Тора рассказывает о семье Аврама, так как от этой праведной семьи произошел еврейский народ.
Творец выбрал Аврама и его потомство для того, чтобы они учили людей правильной вере. Они должны провозглашать веру в единого Творца и побуждать к соблюдению Его заповедей. Мы еще будем учить, как Аврам удостоился быть избранным для такой важной миссии.
Глава Лех Леха начинается с рассказа об Авраме с того времени, когда он уже был взрослым и праведным. Мудрецы же рассказывают, что было с Аврамом, начиная с его рождения.

Нимрод

В те времена миром правил злодей Нимрод. Кем был Нимрод?
Нимрод был сыном Куша, внуком Хама, правнуком Ноаха, и был он необыкновенно удачлив в охоте. Каждый раз, когда он возвращался с охоты, люди удивлялись его силе при виде величины добычи. Но не только в этом проявлялась его сила. Он первым в мире начал захватывать народы и провозгласил себя царем. Люди его поколения уважали его и боялись. Дошло до того, что Нимрод стал властелином всего мира.
Но никто не знал секрет его силы. Давайте посмотрим, что это за секрет.
В главе Берешит рассказывается о том, как Творец выгнал Адама и Хаву из Райского сада. Тогда же Он сделал им необыкновенную одежду. У этой одежды было удивительное свойство – как только звери чуяли ее запах, они собирались вокруг Адама, но не могли навредить ему.
Когда Ноах заходил в ковчег, он взял с собой одежды Адама, которые он получил в наследство. Хаму, сыну Ноаха, страстно захотелось получить себе эти одежды, но так как он знал что Шэм и Йефет праведней его, он боялся, что обычным путем он их не получит.
Хам поступил плохо. Когда все выходили из ковчега и были очень заняты, он украл драгоценную одежду и спрятал ее. Он передал эту одежду своему внуку Нимроду, а когда тому исполнилось 20 лет, он одел ее и пошел в лес. И тут произошло чудо: вокруг него собралось много разных зверей, и ему не потребовалось ни малейшего усилия, чтобы их поймать. Когда люди увидели, с какой добычей возвращается Нимрод, они стали приписывать ему богатырскую силу. Таким обманом Нимроду удалось подкупить сердца людей, которые пошли за ним. Он превратился во властелина всего мира!
Нимрод, захвативший власть при помощи лжи, решил восстановить людей против Творца. Он собрал всех своих подданных и начал выступать с речами, цель которых была подорвать веру во Всевышнего. Люди верили Нимроду из-за его силы. Они ведь не знали, что только в заслугу подарка Творца Адаму, Нимрод обладает такой мощью.

Рождение Аврама

Надо сказать, что в том поколении люди поклонялись идолам из дерева и камня, которых сами делали. И вот, в те дни царь Нимрод возвысил Тераха, сына Нахора, и назначил его министром в своем правительстве. Терах был, конечно, очень рад.
Спустя какое-то время у Тераха родился сын, которого назвали Аврам. В честь рождения сына Терах устроил пир и пригласил всех приближенных царя. Гости пили и ели, наслаждаясь роскошным пиром, и, когда они собрались уходить, на улице было уже темно.
В те дни у советников царя была особое искусство: они умели по звездам узнавать будущее. Так вот, когда эти советники вышли из дома Тераха и посмотрели на звездное небо, то увидели необыкновенное зрелище. Вдруг на небе начала подниматься яркая звезда! Она долетела до другой яркой звезды и проглотила ее! Удивленные советники поспешили к царю Нимроду, и рассказали ему об увиденном. Царь внимательно выслушал и спросил: «Как вы это объясняете?» И советники ответили: «Сын, который родился у Тераха, обладает необыкновенной силой, и, когда он вырастет, то, несмотря на твою мощь, он победит тебя». Нимрод страшно испугался. «Так что же мне делать?!», – воскликнул он. «Ты должен убить его сейчас, пока он еще младенец», – сказали советники.
Нимрод тут же послал приказ Тераху явиться вместе с сыном к царю. Кто-то из друзей Тераха рассказал ему о намерении царя. Обеспокоенный Терах взял младенца и спрятал его в далекой пещере, которая находилась в горах. После этого Терах послал письмо царю, в котором сообщил о неожиданной смерти ребенка.
Так маленький Аврам спасся.

Аврам открывает Создателя

В течение трех лет Аврам жил в пещере. Когда он чуть-чуть подрос, и пробудились его любопытство и любознательность, Аврам вышел из пещеры и стал гулять вокруг нее.
Прекрасный мир открылся мальчику. Изумительные цветы, великолепие гор, пение птиц, прозрачное озеро и надо всем этим – голубое небо. Все это пробудило в его сердце большое восхищение.
«Кто-то возвышенный и необыкновенный создал все это!», – решил сообразительный мальчик, – «но кто Он, этот Создатель?!»
Аврам начал оглядываться – может, ему удастся увидеть великого Создателя. Он приглядывался ко всему, что встречал, и искал без устали ответ на свой вопрос. Вечером он вернулся в пещеру на ночлег, а утром поспешил снова выйти из нее, чтобы продолжить поиски. И тут он увидел яркий шар солнца!
«Может быть, это – Творец мира?», – подумал Аврам.
Но когда к вечеру солнце зашло, мудрый мальчик понял, что это не Создатель. Пока он размышлял, наступила тьма, и на звездном небе показалась царственная луна.
«Наверное, это – Создатель», – решил Аврам.
Когда же он увидел закономерность, с которой солнце светит днем, а луна – ночью, Аврам понял что они – всего лишь слуги великого Создателя.
Ни днем ни ночью не прекращал мальчик размышлять о скрытом Творце мира. Г-сподь увидел страстное желание Аврама узнать Его и решил Сам открыться ему. Открывшись Авраму, Творец сказал ему: «Я – Создатель и Правитель мира». Аврам очень обрадовался, что удостоился такого откровения! Творец рассказал ему, как было совершено творение мира, и обучил его Торе. Теперь Аврам знал, как служить Творцу и как выполнять Его заповеди. Аврам был счастлив, он чувствовал близость Творца и понимал смысл своей жизни. Ему очень захотелось поделиться своим открытием.
Говорят мудрецы, что у каждого человека есть силы самостоятельно открыть Того, Кто создал этот мир. Однако этому открытию всеми силами мешает злое начало. И только если человек победит его, путь к Творцу будет открыт.
Слава Б-гу, нам не нужно изучать и додумываться до всего самим, потому что Аврам распространил в мире веру в Единого Творца и в Его Тору. Поэтому мы можем все выучить от мудрецов, которые получили это знание от прошлых поколений, а те – от поколений, которые были до них, и так – вплоть до Аврама.

Аврам выходит из пещеры

Аврам находился в пещере три года. Когда Терах почувствовал, что Нимрод забыл об Авраме, он вернул сына из пещеры домой.
У Тераха была хорошая работа, которая прекрасно его обеспечивала. Терах был продавцом идолов. Он содержал магазин, в котором продавал идолов, которых сам же изготавливал, вырезая разнообразные фигуры из дерева и из других материалов. Мы уже учили, что в его поколении идолопоклонство было очень распространено, так что магазин процветал.
Когда Аврам вернулся домой, он первым делом попытался поделиться своим открытием с отцом.
«Папа, скажи мне, откуда взялось это дерево?» – спросил мальчик.
«Некий человек посадил косточку в землю, и из нее выросло дерево», – ответил Терах.
«А откуда у него была косточка?» – продолжал спрашивать Аврам.
«Она выросла на дереве, в плоде», – Терах уже начал злиться.
«Да, я понимаю, папа, но откуда взялась самая первая косточка?» – спросил Аврам.
«Говорят, что идолы ее создали», – сказал Терах.
«Нет! Папа, ты сам знаешь, что идолы не имеют души, они не двигаются! Это Творец мира, Он все создал!» – воскликнул увлеченный мальчик.
Терах очень рассердился на сына и приказал ему выбросить из головы эти глупости. Но Аврам, который удостоился открытия Творца, знал, что, к сожалению, его отец ошибается. Аврам попробовал повлиять на остальную семью, но и эта попытка не удалась.
Терах был очень озабочен «бредовыми идеями», которыми полна голова его сына. Он решил, что в воспитательных целях нужно поручить Авраму работу в его магазине. Терах позвал Аврама и сообщил ему, что с завтрашнего дня тот будет работать продавцом в семейном магазине. Аврам не хотел противоречить отцу, и на следующее утро он отправился в магазин.
Магазин был полон идолами. Аврам зашел в него и стал ждать покупателей. Первым в магазин зашел старик с седой бородой, опиравшийся на палочку. Он осмотрел товар и выбрал одного из идолов. Когда он собирался заплатить, Аврам мягко спросил: «Зачем вы покупаете идола?»
«Мне нужен бог», – ответил старик.
«Сколько вам лет, дедушка?» – спросил Аврам.
Старик очень удивился странному вопросу, но ответил: «Мне семьдесят лет».
Авраам посмотрел на старика с грустью в глазах и сказал: «Извините меня, пожалуйста, за дерзость, но мне просто очень любопытно… Скажите, кто кому поклоняется: вы идолу или идол – вам?» Старик не ожидал такого вопроса и удивленно ответил: «Понятно, что я поклоняюсь идолу».
«Дорогой дедушка!» – с чувством сказал Аврам, – «Разве это логично, чтобы старик семидесяти лет поклонялся идолу, который только вчера был сделан?» Эта мысль очень повлияла на старика. Он вернул идола на полку и ушел домой.
Как только старик вышел из магазина, как в него вошла немолодая женщина. Аврам заметил, что у нее заплаканные глаза.
«Ой! Мальчик, я несчастная вдова, много горя я видела в своей жизни! Я хочу купить идола, который поможет мне», – грустно сказала она.
«Дорогая женщина!» – ответил Аврам – «Я очень сочувствую вашему горю! Но как может идол, который вчера был бревном, помочь вам?!»
«Что ты говоришь!» – воскликнула женщина.
«Да, да. Только вчера я видел, как мой отец вырезал его из дерева!» – сказал Аврам.
«Так кто же может мне помочь?» – в отчаянии спросила женщина.
Тут Аврам рассказал ей о всемогущем Творце мира и о том, что только Ему надо молиться. Женщина вернула идола на место и, от всего сердца поблагодарив Аврама, вышла из магазина.
Та же история повторялась с остальными покупателями. Аврам всех уговаривал не покупать идолов, а поклоняться только Творцу. Таким образом, Авраму удалось спасти многих от греха идолопоклонства.
Через какое-то время Терах понял, что из Аврама не получится продавец, он только отпугнет всех покупателей. Терах решил дать Авраму другую должность, но с той же целью – научить его «истине». Но, как нетрудно догадаться, у Тераха так и не получилось перевоспитать Аврама, который, тем временем, превратился из мальчика в юношу.
Терах назначил Аврама сторожить идолов. Аврам послушался отца, и с утра стал стеречь идолов. К нему подошла женщина с миской пшенки в руках и попросила преподнести ее жертвоприношение в дар идолам. Аврам взял миску и положил ее в сторону, а когда женщина ушла, он взял топор и разбил им почти всех идолов. Только самого большого идола он оставил. Подумав немного, Аврам вложил топор в руку этого идола.
После обеда Терах пришел посмотреть, как Аврам справляется с новой должностью. Когда он увидел разгром, который царит в магазине, он начал кричать на Аврама: «Аврам! Что ты натворил?»
«Не сердись на меня, папочка», – ответил Аврам. – «Сейчас я объясню тебе, что произошло, и ты увидишь, что я ни в чем не виноват. Сегодня утром зашла женщина и принесла идолам в жертву миску пшена. Я взял ее подношение и сказал, что сейчас подам его идолам. Но пока я собирался это сделать, идолы начали спорить и драться, потому что каждый из них хотел получить кушанье первым. В конце концов, самый большой идол разозлился, взял топор и разбил всех остальных идолов. Вот, посмотри, топор до сих пор в его руках!»
«Ты надо мной издеваешься!» – закричал Терах, – «Разве идолы могут есть? Разве они могут спорить и драться? Да они же просто куклы! Они не способны двигаться!»
«Папа!» – мягко ответил Аврам, – «Послушай сам то, что ты говоришь! Если эти идолы ни на что не способны, какой смысл поклоняться им?!»
Терах понял, что его сын пытается наставлять его, и все его мысли и поступки посвящены единой цели: искоренить идолопоклонство. Терах решил, что в свое время Нимрод был прав, когда посчитал, что лучше его убить пока он еще младенец. Он схватил Аврама и потащил во дворец к Нимроду.
Хотя Аврам знал, что Нимрод захочет его убить, он не боялся. Аврам был уверен, что Нимрод не может сделать ничего без одобрения Творца. Он знал, что если Творец хочет, чтобы Аврам жил, Он не даст Нимроду убить его. А если Творец хочет, чтобы Аврам умер, и своей смертью показал всем, что надо верить только в Творца, Аврам был согласен умереть. Поэтому Аврам шел совершенно спокойно.

Печь

Когда Нимрод услышал, что Терах сам привел к нему своего сына, которого в начале скрывал от него, он страшно обрадовался. Войдя в тронный зал, Аврам увидел Нимрода, восседающего на своем троне с короной на голове, и вокруг него стояло множество министров и слуг. Никто не хотел пропустить такое интересное зрелище.
«Это правда, что ты уговариваешь людей бросить идолопоклонство?» – гневно спросил Нимрод.
«Да. Это сущая правда», – ответил бесстрашный Авраам.
«И это правда, что ты поломал идолов отца?» – продолжался допрос.
«Да, и это правда. Идолы – это всего лишь куклы, которые не могут помочь даже себе, не говоря уже о ком-то другом», – сказал Аврам.
Нимрод кипел от злости, но все же решил дать Авраму последний шанс.
«Ну, хорошо, если ты не хочешь поклоняться идолам, поклоняйся огню!» – милостиво предложил он, – «Ты не можешь отрицать, что огонь обладает могучей силой!»
«Но почему я должен поклоняться огню, ведь вода тушит огонь!» – ответил Аврам.
«Ну, хорошо, поклоняйся воде», – согласился Нимрод. Ему было все равно, какого идола выбирает человек, главное, чтобы он не поклонялся Творцу. Ведь в сущности, если не дай Б-г им поклоняться, и вода и огонь могут стать идолами. На самом деле понятно, что они получают свою силу от Творца.
«Но ведь человек выпивает воду!» – протестовал Аврам.
«Так поклоняйся человеку!» – разозлился Нимрод.
«Но ангел смерти убивает человека!» – продолжал Аврам.
«Так поклоняйся ангелу смерти!» – закричал Нимрод.
«Но ангела смерти создал Творец, и Он посылает его, и Он же может его уничтожить!» – победоносно закончил Аврам, – «Я поклоняюсь одному Творцу, который единственный обладает собственной силой, и Он создал и продолжает создавать весь мир!»
«Раз так, то мы сейчас бросим тебя в огненную печь и посмотрим, спасет ли тебя твой Творец!» – сказал Нимрод.
Нимрод приказал построить гигантскую печь у входа во дворец, и пригласил всех подданных наблюдать казнь Аврама.
Во дворце злодея Нимрода царило праздничное настроение. В этот день закончили строительство печи и хорошенько ее разожгли. На площади перед дворцом собралось множество народу, большинство из зрителей были заядлые идолопоклонники, они радовались падению Аврама.
На самом деле у Тераха было три сына. Аврам, Нахор и Аран. Аран тоже присутствовал при подготовке казни Аврама. Аран не был праведником, и он решил, что если Аврам сгорит, он будет продолжать заниматься идолопоклонством, но если вдруг Аврам спасется, тогда он станет учеником Аврама.
На самом деле Аран был неправ в своем расчете. Ведь не всегда мы понимаем, как Творец управляет своим миром, иногда бывает, что праведники умирают, и мы не понимаем, почему Творец так распорядился. Но мы должны верить, что все пути Творца справедливы. Мы должны верить в Творца без условий.
И вот наступил ответственный момент. Нимрод приказал своим слугам взять Аврама и бросить его в печь. Слуги взяли Аврама и понесли его к дверце печи, но как только они приблизились к ней, они загорелись от жара и, бросив Аврама, побежали тушить огонь, который охватил их одежду и волосы.
Нимрод приказал другим слугам взять Аврама и бросить его в печь. Но и с ними произошло то же самое.
Тогда кто-то из слуг Нимрода предложил построить большую горку, так чтобы снизу эта горка заканчивалась прямо в печи. Таким образом, можно будет посадить Аврама на нее, столкнуть его, и он сам покатится в печь. Так они и сделали.
Но тут произошло чудо. Аврам скатился прямо в печь, и веревки, связывавшие его, сразу сгорели, но над Аврамом огонь не властвовал. Аврам гулял в огненной печи так же свободно и спокойно, как мы гуляем по саду. Ни один волос на голове Аврама не был опален.
Нимрод и его подданные не могли поверить своим глазам. Люди, которые собрались, чтобы смотреть, как казнят Аврама, стали очевидцами необыкновенного чуда. Все начали кричать от восторга и удивления, только Нимрод не мог успокоиться. Он понял, что Аврам его победил. Он начал кричать на слуг, чтобы те немедленно вытащили Аврама, но никто не мог приблизиться к горящей печи. Тогда Нимрод стал упрашивать Аврама выйти из печи. Аврам подошел к дверце печи и спокойно вышел оттуда.
Толпа схватила Аврама, поставила его на пьедестал и начала кричать: «Да здравствует Аврам!» И все стали кланяться Авраму. Но Аврам поднял руку в знак того, что он хочет что-то сказать, и в толпе воцарилась тишина.
Аврам использовал величие момента и внимание, с которым его слушают и сказал: «Знайте, что чудо, которое произошло сейчас перед вашими глазами, совершил Творец мира. Я всего лишь обыкновенный человек, не обладающий сверхъестественной силой. Творец совершил для меня это чудо только потому, что я всей душой верю и служу Ему. Только у Творца мира есть сила помогать и защищать, и только Ему надо поклоняться!»
Все присутствовавшие поверили Авраму, так как были под большим впечатлением. И так Авраму удалось начать распространять в мире веру в единого Творца.
Материал из книги «Уроки жизни» любезно предоставлен р. Давидом Мацкиным

зонтик

Ходеш тов! – Начинается месяц Хешван, месяц, в котором нет ни одного праздника. А что есть? Начало дождливых дней и “просьбы о дожде” в молитве.

Поэтому для месяца Хешван отлично подойдет поделка “Зонтик”.

14-15

А как ее сделать, я вам сейчас расскажу.

Для этой поделки вам нужно распечатать 2 шаблона – один для зонтика, а второй – девочка, которая зонтик будет держать. Можно нарисовать фигуру девочки/мальчика и самому, или вовсе обойтись без нее.

Print Friendly

зонтик шаблон

Print Friendly

девочка шаблон

Шаг первый – раскрашиваем заготовку для зонтика.

Можно использовать краски, карандаши, фломастеры, – например, поставить цветные точки пальцем, окунутым в краску.

12-20

Шаг второй – вырезаем готовый зонтик и складываем, как показано на рисунке:

13-20

Шаг третий – приклеиваем зонтик на рисунок с девочкой, так, чтобы она “держала”его в руках:

9-30

Готово! Правда, получилась красота?


Чему учит нас наша недельная глава Ноах?

Как не учиться у злодеев плохому и оставаться праведником даже тогда, когда все вокруг совершают плохие дела.
Забота о ближних и забота о животных, питание которых зависит от человека.
Умение слушать замечания и исправлять свои ошибки – не быть как люди поколения Потопа, которые не послушали Ноаха и все погибли.

Радуга

Недельная глава Ноах рассказывает о всемирном Потопе, который послал Творец на землю за грехи людей. Только один человек в то время был праведным – Ноах, и Творец спас его и всю его семью от потопа в ковчеге-Тейве. Ковчег плавал по поверхности вод, покрывавших землю, долгие месяцы, пока воды не высохли, и люди не смогли снова выйти наружу. Когда Ноах вышел из ковчега, у него появились три опасения:

  1. Он начал сомневаться, что 8 человек смогут заселить мир. Творец пообещал ему, что его маленькая семья вскоре размножится, и заселит весь мир.
  2. Ноах боялся диких зверей, и Творец пообещал ему, что с этого момента звери будут бояться людей.
  3. Ноах беспокоился, не случится ли еще один потоп.

Давайте поговорим, как Творец ответил на третье опасение Ноаха.

Творец открылся Ноаху сразу после того, как он вышел из ковчега. Всевышний знал, что Ноах обеспокоен, и дал ему три обещания. Два из них мы уже упомянули выше.

Третье обещание заключалось в том, что Творец больше никогда не пошлет потоп на землю. Пока Ноах слушал обещания Творца, прекрасная радуга показалась в небе. Творец сказал Ноаху: «Смотри! Я дал радугу Мою в облаке… Она будет служить знаком союза, который Я заключил с вами. Даже если люди на земле будут грешить, Я не пошлю на землю потоп.»

И с тех пор, каждый раз, когда Ангел обвинитель приходит к Творцу и рассказывает ему о грехах, которые совершают люди на земле, Творец посылает Свою радугу, и она напоминает про обещание Творца не посылать на землю потоп.

Вы знаете, почему Творец выбрал именно радугу, как символ союза? Потому что радуга – большая и красивая. Она видна всем, так как находится высоко на небе. Кроме того, наши мудрецы объясняют, что радуга напоминает перевернутый лук. (На языке Торы, лук и радуга обозначаются одним и тем же словом – кешет – קשת). В давние времена, когда лук и стрелы были главным оружием, перевернутый лук служил символом перемирия. И так же радуга напоминает об обещанном мире. Люди, которые видят радугу, должны постараться быть достойны мира.

Виноградник Ноаха

После всех обещаний Творца, Ноах успокоился, и начал заниматься обработкой земли. Первым делом он приступил к посадке виноградника. Ноах начал пахать землю, но она была слишком сухая. Творец послал дождь, и он намочил поле. Ноах посадил виноградные ростки, которые взял с собой в ковчег еще до потопа. Виноградник вырос очень быстро, и вскоре кусты покрылись гигантским гроздьями винограда.

Вы знаете, какой продукт изготавливают из винограда? Вино! Ноах сделал вино и напился!

Мудрецы говорят, что здесь Ноах ошибся. Ведь в тот момент на земле ничего не росло! Почему же Ноах посадил первым именно виноград?

Для здорового образа жизни человеку необходимо большое количество злаков. Также и овощи это очень важная составляющая меню человека. А вот без вина человек может прожить всю жизнь. И, несмотря на это, Ноах, в первую очередь, посадил виноград.

У вина есть особенные качества, которые заложил в него Творец, и его, как и все в мире, можно использовать как для добрых дел, так и для зла.

Написано в наших святых книгах, что вино веселит сердце человека. И на самом деле, если пить вино в небольших количествах, оно может помочь человеку радоваться, и видеть все добро, которые посылает ему Творец. Но, с другой стороны, если выпить много вина, разум человека затуманивается, и перестает управлять телом. Тогда человек начинает делать глупости, которые никогда бы не позволил себе в трезвом состоянии.

К сожалению, Ноах выпил слишком много вина, и заснул в своем шатре, без одежды. Хам, один из его сыновей увидел это, и начал смеяться над отцом. Он забыл, насколько важно уважать родителей. Мы еще увидим, какое наказание он получил.

Когда об этом услышали Шем и Йефет (два других сына Ноаха), они взяли покрывало и, повернувшись спиной к входу в шатер, пошли и накрыли отца. Хотя Шем и Йефет оба участвовали в этом, но Шем был тем, кто уговорил Йефета помочь ему.

Когда Ноах проснулся и протрезвел, он услышал о том, что произошло, и очень раскаялся. Он благословил Шема и Йефета. Шем получил благословение о том, что из его потомков выйдет еврейский народ, который получит заповедь о цицит. Йефет тоже получил благословение, но не такое значимое. Хаму Ноах пообещал, что в наказание за его поведение, потомки его сына Кнаана будут рабами.

После этого Тора рассказывает нам, что Ноах прожил 350 лет, и удостоился увидеть, как его потомство размножается и заселяет весь мир. Всего Ноах прожил 950 лет.

 

История о том, как надо уважать родителей

Мы говорили сегодня о заповеди уважения к родителям. О том, как Творец награждает исполняющих эту заповедь, рассказывают интересную историю.

Примерно две тысячи лет назад, когда в святом городе Иерусалиме стоял Храм, в котором первосвященники служили Творцу, недалеко от Иерусалима жил человек по имени Дама бен Натина.

Однажды из одной из одежд первосвященника выпал драгоценный камень, и когда мудрецы начали выяснять, где можно купить точно такой же камень, оказалось что именно у Дамы есть такой камень. Мудрецы поспешили к Даме, чтобы купить у него камень. Дама с радостью принял мудрецов, но, когда услышал их просьбу, задумался: «Камень находится в шкатулке, ключ от которой лежит под подушкой у папы, а папа сейчас спит. Поэтому я не могу продать вам сейчас этот камень. Нельзя будить отца!» Мудрецы подумали, что Дама просто пытается повысить цену камню, и, несмотря на то, что они хотели купить его за 100 динаров, предложили Даме 200 динаров. Но Дама всё равно отказался, хотя для него это могла быть выгодная сделка. Тогда мудрецы предложили 300 динаров, но и это не помогло. Так продолжалась, пока мудрецы не подняли цену до 1000 динаров. Когда и это не помогло, расстроенные мудрецы решили вернуться обратно. Когда они были уже далеко от дома Дамы, они вдруг услышали, что кто-то их зовет. Они повернулись, и увидели, что это Дама пытается их догнать. Когда Дама добежал до них он сказал: «Мой отец только что проснулся, и я смог достать камень. Теперь я готов продать вам его».

Мудрецы обрадовались и дали Даме 1000 динаров. Но Дама сказал: «Нет! Я хочу продать вам камень за 100 динаров, чтобы вы знали, что не из за денег я не хотел продать вам камень, а из-за заповеди уважения к родителем!»

Мудрецы были очень обрадованы поведением Дамы, и рассказали о нем своим ученикам. Творец увидел праведный поступок Дамы, и через год у него в стаде родилась красная корова, которая была необходима для служения в Храме. Мудрецы пришли к Даме, и купили у него корову за очень высокую цену.

 

Учим иврит вместе с детьми!

Новые слова

предлог принадлежности - שֶׁל

мой, моя, моё - שֶׁלִּי

сумка - תִּיק

брюки - מִכְנָסַיִם

юбка - חֲצָאִית

 

Глава Берейшит, шесть дней Творения… Делаем поделку вместе из подручных материалов! Эта поделка настолько простая, что ее можно сделать даже с самыми маленькими.

Нам понадобятся:

бумажные одноразовые тарелки – 7 шт.
клей
ножницы
цветной картон/бумага
краски
кисточка/губка/ватные палочки – на ваш выбор
пластилин, и по желанию – любые другие материалы (блестки, помпоны, наклейки и т.д.)

…в нашем варианте еще использованы 2 свечи на батарейках :)

Обсудите тему – за сколько дней аШем сотворил мир, что в какой день было создано. Что делал аШем в седьмой день – шаббат? На каждой бумажной тарелочке мы будем рисовать один из дней Творения – как можно нарисовать первый день? А как второй, третий…?

Если поделку делают несколько детей вместе, можно распределить дни между ними (именно так получилось у нас).

1. Раскрасьте тарелки красками, дайте им подсохнуть.

2. Вырежьте из бумаги нужные фигурки (например, птиц, рыб, деревья,животных, солнце…) и приклейте на подходящие дни.

Вы можете использовать и другие материалы – например, блестки для звезд, помпоны, чтобы сделать животных… В зависимости от вашей фантазии и имеющихся под рукой материалов.

Можно также наклеивать фигурки на тарелки так, чтобы они стояли, тогда поделка получится объемной.

Вот такие 6 дней Творения получились у нас:

шесть дней творения

А это – наш шаббат:

поделка шаббат

И наконец, с помощью степлера вы можете соединить все в один объемный “мир” с шаббатом внутри!

шаббат внутри мира

 

Свечи на батарейках загадочно мерцают теперь изнутри, и в щелочку можно увидеть празднично накрытый стол…

(этот вариант мы придумали спонтанно, когда пытались защитить наш “шаббат” от любознательности самого младшего участника :))

Удачи и веселого творчества!

Во всех еврейских общинах гимн “Леха доди” поют в пятницу вечером во время молитвы «Встреча Субботы». Его написал Раби Шломо Алеви Алькабец. В этом гимне Суббота предстает как царица и как невеста, которую мы идем встречать. В Талмуде рассказывается, как встречали Субботу наши мудрецы: Раби Ханина одевал праздничные одежды и говорил: «Пойдемте, выйдем навстречу Субботе!» А Раби Янай провозглашал: «Приди, невеста! Приди, невеста!»
Раби Шимон бар Йохай сказал: «Сказала Суббота Всевышнему: «Властелин Мира! У всех есть пара, а у меня – нет». И ответил ей Всевышний: «Еврейский народ – твоя пара». Суббота образно считается супругой еврейского народа.

Мотив 1

 

Мотив 2 – Карлибах

Мотив 3 – Хасидский

לְכָה דוֹדִי לִקְרַאת כַּלָּה פְּנֵי שַׁבָּת נְקַבְּלָה
 
 שָׁמוֹר וְזָכוֹר בְּדִבּוּר אֶחָד, הִשְׁמִיעָנוּ אֵל הַמְּיֻחָד
 יְיָ אֶחָד וּשְׁמוֹ אֶחָד, לְשֵׁם וּלְתִפְאֶרֶת וְלִתְהִלָּה
 
לִקְרַאת שַׁבָּת לְכוּ וְנֵלְכָה, כִּי הִיא מְקוֹר הַבְּרָכָה
 מֵרֹאשׁ מִקֶּדֶם נְסוּכָה, סוֹף מַעֲשֶׂה בְּמַחֲשָׁבָה תְּחִלָּה
 
מִקְדָּשׁ מֶלֶךְ עִיר מְלוּכָה, קוּמִי צְאִי מִתּוֹךְ הַהֲפֵכָה
רַב לָךְ שֶׁבֶת בְּעֵמֶק הַבָּכָא, וְהוּא יַחְמֹל עָלַיִךְ חֶמְלָה

הִתְנַעֲרִי מֵעָפָר קוּמִי, לִבְשִׁי בִּגְדֵי תִּפְאַרְתֵּךְ עַמִּי
עַל יַד בֶּן יִשַׁי בֵּית הַלַּחְמִי, קָרְבָה אֶל נַפְשִׁי גְּאָלָהּ

הִתְעוֹרְרִי הִתְעוֹרְרִי, כִּי בָא אוֹרֵךְ קוּמִי אוֹרִי
עוּרִי עוּרִי שִׁיר דַּבֵּרִי, כְּבוֹד יְיָ עָלַיִךְ נִגְלָה
 
לֹא תֵּבֹשִׁי וְלֹא תִּכָּלְמִי, מַה תִּשְׁתּוֹחֲחִי וּמַה תֶּהֱמִי
בָּךְ יֶחֱסוּ עֲנִיֵּי עַמִּי, וְנִבְנְתָה עִיר עַל תִּלָּהּ
  
וְהָיוּ לִמְשִׁסָּה שֹׁסָיִךְ, וְרָחֲקוּ כָּל מְבַלְעָיִךְ
יָשִׂישׂ עָלַיִךְ אֱלֹהָיִךְ, כִּמְשׂוֹשׂ חָתָן עַל כַּלָּה
 
יָמִין וּשְׂמֹאל תִפְרֹצִי, וְאֶת יְיָ תַּעֲרִיצִי
עַל יַד אִישׁ בֶּן פַּרְצִי, וְנִשְׂמְחָה וְנָגִילָה
 
בֹּאִי בְּשָׁלוֹם עֲטֶרֶת בַּעֲלָהּ, גַּם בְּשִׂמְחָה וּבְצָהֳלָה
תּוֹךְ אֱמוּנֵי עַם סְגֻלָּה, בּוֹאִי כַלָּה בּוֹאִי כַלָּה
 
לְכָה דוֹדִי לִקְרַאת כַּלָּה פְּנֵי שַׁבָּת נְקַבְּלָה

 

Пиют “Леха доди” / Перевод
Припев:Выйди, друг мой, навстречу невесте; мы встретим субботу. 
Выйди, друг мой, навстречу невесте; мы встретим субботу. 
В одном изречении [Своем] дал услышать нам единый Б-г два слова: соблюдай [субботу] и помни [о субботе].Г-сподь один, и Имя у Него одно; 

[он даровал субботу], 

чтобы сделать прославленным 

и восхваляемым [Свой народ].

Припев.

Выходите, и пойдем мы 

навстречу субботе, 

ибо она – источник благословения; 

в начале времен, 

в глубокой древности 

[была] коронована она - 

возникшая последней, 

но задуманная первой. 

Припев.

Святилище владыки, царская столица! 

Поднимись и восстань из развалин - 

полно тебе пребывать в юдоли плача! 

Он, [Всевышний], 

проявит сострадание к тебе!

Припев.

Отряхнись от праха, поднимись, 

облачись в одежды 

великолепия своего, народ мой, 

[встречая] сына Ишая из Бейт-Лехема; 

приблизься, [Всевышний], 

к душе моей и спаси ее! 

Припев.

Пробудись же, пробудись, [Иерусалим], 

ибо взошел твой свет; 

поднимись, воссияй! 

Пробудись же, пробудись, пой песню - 

слава Г-спода открылась тебе! 

Припев.

Не придется тебе больше стыдиться, 

[Иерусалим], 

не придется переносить позор. 

Что горбишься ты, что рыдаешь? 

Под кровом твоим найдет приют 

страдающий народ мой; 

[вновь] будет отстроен город 

на прежнем месте своем. 

Припев.

Попиравшие тебя, [Иерусалим], 

будут попраны,

и разрушавшие тебя будут изгнаны; 

будет радоваться тебе Б-г твой, 

как жених радуется невесте.

Припев.

Раздвинешь ты границы свои, 

[Иерусалим], 

и вправо, и влево 

и Г-спода будешь превозносить; 

и [встречая Машиаха], 

человека из народа Переца, 

будем мы радоваться и ликовать. 

Припев.

Приди же с миром, [суббота - ], 

царский венец мужа своего; 

[приди] с песней и ликованием 

в общину верных [Всевышнему], 

к избранному народу! 

Приди, невеста, приди, невеста!

Приди, невеста, царица-суббота! 

Припев.

Пиют “Лехо доди” / Транслитерация (ашкеназское произношение)
Припев:
Лехо дойди ликрас кало пней шабос некабело.

 

Шамойр ве-захойр бе-дибур эход 

ѓишмиану кэль ѓа-меюход.

Ашем эход у-шмо эход

ле-шем у-ли-сиферес ве-ле-сеѓило. 

Припев.

Ликрас шабос леху ве-нелхо

ки ѓи мекор ѓа-брохо.

Ме-рош ми-кедем несухо

соф маасе бе-махашово схило.

Припев.

Микдош мелех ир мелухо

куми цеи ми-сох ѓа-ѓафехо.

Рав лох шевес бе-эмек ѓа-бахо

ве-ѓу яхмоль олаих хемло.

Припев.

Ѓитнаари ме-офор куми

ливши бигдей тифартех ами.

Аль яд бен ишай бейс ѓа-лахми

корво эль нафши геоло.

Припев.

Ѓисорери ѓисорери

ки во орех куми ори.

Ури ури шир дабери

квод Ашем олаих нигло.

Припев.

Ло тевоши ве-ло тиколми

ма тиштохахи у-ма теѓеми.

Бох ехесу анией ами

ве-нивнесо ир аль тило.

Припев.

Ве-ѓою ли-мшисо шосаих

ве-рохаку коль мевалаих.

Йосис алаих элоѓаих

ки-мсос хосон аль кало.

Припев.

Йомин у-смоль сифроци

ве-эс Ашем таарици.

Аль яд иш бен парци

ве-нисмехо ве-ногило.

Припев.

Бои ве-шойлом атерес баало

гам бе-симхо у-ве-цоѓоло 

тох эмуней ам сгуло

бои хало бои хало!

 

Пиют “Леха доди” / Транслитерация (сефардское произношение)
Припев:
Леха доди ликрат кала
пней шабат некабела.Леха доди ликрат калапней шабат некабела.Шамор ве-захор бе-дибур эхад ѓишмиану эль ѓа-меюхад.

Адонай эхад у-шмо эхад

ле-шем у-ли-тиферет ве-ле-теѓила. 

Припев.

Ликрат шабат леху ве-нелха

ки ѓи мекор ѓа-браха.

Ме-рош ми-кедем несуха

соф маасе бе-махашава тхила.

Припев.

Микдаш мелех ир мелуха

куми цеи ми-тох ѓа-ѓафеха.

Рав лах шевет бе-эмек ѓа-баха

ве-ѓу яхмоль алаих хемла.

Припев.

Ѓитнаари ме-афар куми

ливши бигдей тифартех ами.

Аль яд бен ишай бейт ѓа-лахми

корва эль нафши геала.

Припев.

Ѓиторери ѓиторери

ки ва орех куми ори.

Ури ури шир дабери

квод адонай алаих нигла.

Припев.

Ло тевоши ве-ло тикалми

ма тиштохахи у-ма теѓеми.

Бах ехесу анией ами

ве-нивнета ир аль тила.

Припев.

Ве-ѓаю ли-мшиса шосаих

ве-рахаку коль мевалаих.

Ясис алаих элоѓаих

ки-мсос хатан аль кала.

Припев.

Ямин у-смоль тифроци

ве-эт адонай таарици.

Аль яд иш бен парци

ве-нисмеха ве-нагила.

Припев.

Бои ве-шалом атерет баала

гам бе-рина у-ве-цаѓола 

тох эмуней ам сгула 

бои хала бои хала

бои хала шабат малкета!

Припев.

Недельная глава Берейшит – 5776 – ребе Исроэль: начинаем новый годовой цикл чтения Торы – и рассказов из недельной главы!

Рассказы – о сотворении мира за шесть дней,

О первой заповеди, о первом испытании человека,

О том, чем закончилась история с деревом познания,

О том, сколько всего заповедей получили мы от аШема.

 

Любовь Ашема и желание дать награду за исполнение заповедей.
Семь дней Творения.
Адам и Хава.
Запретный плод.
Каин и Эвель.
Поколения до Потопа. Недельные главы Берейшит 5777, ребе Исроэль

Викторина  по Хумаш Берешит 

Хорошо ли ты знаешь Хумаш  Берейшит? На сколько вопросов у тебя есть верный ответ? 

Если твой возраст от 9 до 99 лет - проверь свои знания.

Понравилась викторина?  Поделись с друзьями!

 

Однажды, один еврей по имени реб Йеуда, был вынужден оставить надолго свою семью и отправиться в другую страну.

Живя там более двух лет, он очень скучал по своим родным. Но вот он встретил своего приятеля и соседа из родного города!

Он так хотел поскорее услышать новости о своей семье! Но друг был очень голоден. Реб Йеуда радушно пригласил его к себе, напоил и накормил дорогого гостя.

Но как после этого повёл себя друг?

А как мы себя ведём за субботним столом, в гостях у Всевышнего?

В главе Берейшит сказано: на третий день Творения Всевышний создал все виды растений, но они сидели под землей, не прорастали.

А когда же все проросло?

После создания человека.

На какой день Творения?

На шестой.

Почему же Всевышний так сделал, почему он не прорастил растения на третий день?

Объясняют мудрецы: только на шестой день Творения был создан человек. Он увидел голую землю и начал молиться и просить Всевышнего о дожде. Всевышний услышал его молитву и послал дождь, и земля прорастила все виды растений.

Всевышний так сделал специально – чтобы у человека возникла потребность молиться!

Отсюда мы видим, насколько важно для Всевышнего, чтобы люди к нему обращались.

Ребята, как вы думаете, почему Всевышний создал мир так, что все живое зависит от дождей?

Ведь Всевышний мог создать мир так, что было бы  достаточно рек и источников, которые орошают всю землю.

Ответ: Потому что Всевышний хочет, чтобы люди молились ему и помнили, что все, что у них есть – это от Него. Если люди будут это делать, то им будет хорошо, так как они будут помнить, что в мире есть Всевышний, который любит их и заботится о них. Всевышний хочет, чтобы люди не теряли связь с ним. Это можно понять с помощью притчи.

Когда-то давно жил очень добрый Царь и у него на старости лет родился единственный сын, которого Царь, понятно, очень любил. Принц рос и становился все красивее и умнее. Однажды Царь позвал сына и сказал ему: Я хочу, чтобы ты научился быть хорошим царем. Поэтому, я тебя отошлю в одну далекую страну и назначу тебя царем той страны. Только не забывай, что все, что у тебя будет там – это от меня, и пиши мне письма, в чем еще ты нуждаешься. Смотри, не забывай меня!!! Итак, принц отправился в ту страну, поселился в замке и начал вести образ жизни царя. У него было много слуг, советников, подданных и все, что полагается  царю. Принцу было очень хорошо на своей должности, и, через некоторое время, он почувствовал, что ему больше ничего не надо от отца, и он перестал писать ему письма. На самом же деле, Царь-отец сам построил всю страну, над которой властвовал сын, и построил его дворец, и постоянно посылал пропитание и солдат, которые стерегли его сына. И все там было построено царем так, чтобы сыну было хорошо. И даже подданные, которые приходили и благодарили сына царя, были подосланы папой-Царем. Когда же Царь-отец увидел, что сын забывает его, он решил не посылать ему больше пропитание, пока сын сам не вспомнит и не попросит. И на самом деле, как только сын царя увидел, что ему нечего есть, он начал писать письма отцу, и умолять его прислать ему помощь. А после того, как отец прислал ему помощь, сын был полон благодарности своему отцу, и так их связь была возобновлена.

Заключение:

Всевышний хочет, чтобы люди к Нему обращались с молитвой, и это Ему настолько важно, что был создал мир, где есть вещь, которая зависит только от Всевышнего, и это – дожди.

                                                         Задание:

Заполни таблицу по притче:

ПРИТЧА                             МОРАЛЬ

Царь

Сын

Далекая страна

Пропитание

 

Радоваться в Суккот – это большая мицва! Во времена Храма все великие рабоним танцевали каждый вечер. Жонглировали факелами и радовали других. А в наше время в холь-амоед Суккот принято приглашать музыкантов и одаривать детей конфетами. Почему же принято так радоваться?

И почему Суккот наступает через несколько дней после Йом Кипура?

На эти вопросы мы ответим увлекательной притчей.

Однажды, жил да был милосердный Царь, а у него был единственный любимый сын. Но к сожалению, принц не хотел идти праведной дорогой… И пришло время, когда принц сбежал из дворца и присоединился к шайке разбойников…

Вернётся ли сын обратно к отцу?

Песни которые принято петь в праздник Симхат Тора, когда танцуют с Торой.

Слова:

1. שִׂישׂוּ וְשִׂמְחוּ בְּשִׂמְחַת תּוֹרָה וּתְנוּ כְּבוֹד לַתּוֹרָה

2. טוֹב לִי תוֹרַת פִּיךָ מֵאַלְפֵי זָהָב וָכָסֶף

3. בָּרוּךְ הוּא אֱלהֵינוּ שֶׁבְּרָאָנוּ לִכְבודו, וְהִבְדִּילָנוּ מִן הַתּועִים, וְנָתַן לָנוּ תּורַת אֱמֶת, וְחַיֵּי עולָם נָטַע בְּתוכֵנוּ

4. כֵּיצַד מרקדין לִפְנֵי הַתּוֹרָה? הַתּוֹרָה הַקְּדוֹשָׁה, הַתּוֹרָה הַטְּהוֹרָה

5.  כִּי מִצִּיּוֹן תֵּצֵא תוֹרָה,  וּדְבַר ה’ מִירוּשָׁלִָם

6. תּוֹרַת ה’  תְּמִימָה מְשִׁיבַת נָפֶשׁ עֵדוּת ה’  נֶאֱמָנָה מַחְכִּימַת פֶּתִי (תהילים יט ח)

7. שְׂאוּ שְׁעָרִים רָאשֵׁיכֶם וְהִנָּשְׂאוּ פִּתְחֵי עוֹלָם

וְיָבוֹא מֶלֶךְ הַכָּבוֹד.

מִי הוּא זֶה מֶלֶךְ הַכָּבוֹד

ה’ צְבָקוֹת הוּא מֶלֶךְ הַכָּבוֹד סֶלָה.

Яблоки в честь Шаббата

Спокойной ночи малыши

Ребе Исроэль

Содержание урока:

Вдова продает яблоки, а покупателей нет.
За советом к рабби Хаиму Альберштаму из Цанза.
В доме у рабби.
Куда идет рабби.
На рынке: яблоки в честь Шаббата с благословением рабби!
Счастье вдовы.
Любовь к евреям и помощь в беде.
Подобно Ашему быть милосердным!
Притча о праведниках и злодеях.

Ребе Айзик из Кракова видит вещий сон.
Дорога из Кракова в Прагу. Наконец, вот он, знаменитый краковский мост… Мост из его сновидений!
Встреча у моста.
Где же зарыто богатство?
Ребе Айзик строит огромную красивую синагогу в Кракове на деньги, найденные в тайнике под печкой.
Радость евреев Кракова и зависть их соседей.
Страшная весть о готовящемся погроме.
Рав Кракова придумал хитрость, чтобы избавиться от погромщиков.
“Мертвые” встают из могил!
Победа над злодеями.

Моше учит с евреями Песнь “Аазину”.
Земля и Небеса отвечают “амен”.
Важность ответа “амен” на благословения.
История про рабби Мордехая Яфэ и мудреца Абуава.
История рассказанная мудрецом Абуавом.
Все деяния Ашема полны заботы о нас.
История о Йоси, опоздавшем на автобус. Недельные главы Аазину 5776, ребе Исроэль

Предлагаем Вашему вниманию замечательные раскраски к Суккоту от художницы Оснат Амчиславский!

Эта серия раскрасок познакомит Ваших детей с праздником Суккот и подарит им массу удовольствия – от этих рисунков трудно оторваться!

Внимание! – раскраски предназначены ТОЛЬКО для частного использования.

Все права принадлежат Оснат Амчиславский.

Print Friendly

סוכות 1סוכות 2 סוכות 3סוכות 4567