Недельная глава Тецаве 5776, ребе Исроэль

 

Недельная глава Тецаве 5776:
Масло для Меноры.
Одежды коэна.
Плащ Первосвященника искупает грех злословия.
Колокольчики и “гранаты”.
Корбан милуим – освящение коэнов для службы в Храме.

Недельная глава Тецаве, ребе Исроэль

Недельная глава Тецаве. Ребе Исроэль рассказывает об устройстве Мишкана, переносного Храма и о прекрасных одеждах коэна.

Недельная глава Трума для детей

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТРУМА.

Когда спускался в Египет наш праотец Яаков, взял он с собой семена дерева шитим. Он посадил их в Египте, и выросли они в огромные деревья. Яаков просил сыновей и внуков не оставлять прекрасных деревьев в Египте, а взять их с собой, когда а-Шем выведет Свой народ из рабства. Когда мы выходили из Египта, Моше велел исполнить просьбу прадедушки Яакова. Взяли евреи огромные деревья, и понесли с собой в пустыню. «Зачем же вам эти деревья?» – удивлялись вышедшие с евреями египтяне и другие люди, захотевшие уйти из Египта. «Яаков, наш дедушка, был пророком. Раз он сказал забрать деревья с собой – значит, они для чего-то нам пригодятся.» – ответили им. Так и случилось. Когда пришло время строить Мишкан – переносной Храм в пустыне, повелел а-Шем установить его стены и крышу на огромные столбы из дерева шитим.
Все евреи несли материалы для строительства Мишкана. Никто не пожалел для такого святого дела ни золота, ни серебра. Главы колен решили посмотреть, что принесут все остальные. И в самом конце принести то, чего ни у кого не оказалось. Но а-Шем любит, когда мы спешим исполнить заповеди, а не выжидаем. Когда объявил Моше, о завершении сбора приношений, оказалось, что евреи собрали всего-всего, что нужно для строительства, и даже чуть-чуть больше! Страшно опечалились главы колен… Выходит, что им нечего добавить, и их доли не будет в строительстве Храма!!! А-Шем увидел, что они раскаялись от всей души в своей нерасторопности. Он повелел Облакам Славы поднять глав народа и отнести в ту страну, где лежат россыпи самых разных драгоценных камней. Там то и взяли главы народа драгоценности, принесли их Моше, и эти камни были вставлены в одежды Первосвященника – в Эфод и в Хошен а-Мишпат. Так и самым нерасторопным а-Шем дал возможность поучаствовать в святом деле построения Храма.
Удивительное умение открылось у еврейских женщин. Их ловкие руки и мудрое сердце помогли соткать чудесные шерстяные ткани для ковров, покрывавших Мишкан, прямо на спинах у длинношерстых коз. Обычно, шерсть состригают, моют, расчесывают, прядут из нее нити и, лишь потом, из этих нитей можно ткать ткани. Наши мамы-умелицы смогли сделать настоящее чудо с помощью а-Шема. Они промыли, расчесали, спряли и соткали великолепные ковры. И только после этого состригли уже готовые ковры с козьих спин!
Для Скрижалей Завета а-Шем повелел сделать Ковчег. Ковчег был сделан из дерева шитим и покрыт золотом изнутри и снаружи. Есть люди, которые снаружи выглядят умными и уважаемыми, но в сердце и в мыслях у них – одни глупости. Золото, покрывающее Ковчег Завета изнутри и снаружи, намекает нам, что изнутри – в мыслях и желаниях наших – мы должны быть также чисты и драгоценны, как стремимся выглядеть снаружи – в глазах людей. Но почему же тогда не сделан Ковчег Завета из чистого золота, а лишь из дерева, покрытого золотом? Это учит нас скромности. Как бы ни были чисты мы изнутри и уважаемы снаружи, мы должны помнить о том великом отличии, которое отделяет нас от а-Шема. Как бы ни стремились мы приблизиться к Нему – никогда не достичь нам Его величайшей мудрости и справедливости. И только понимание этого поможет нам уберечь себя от гордости и зазнайства.
На крышке Ковчега Завета стояли два золотых «керува» – ангела. Великое чудо происходило с ними во все дни существования Храма. Если был народ Израиля праведен и безгрешен – смотрели «крувим» прямо в лицо друг другу, в знак любви и согласия между а-Шемом и Его народом. Но если начинали евреи, не дай Б-ог, грешить – опускали «крувим» свои лица вниз, как будто стеснялись глядеть друг на друга. Видели это евреи, и спешили скорее сделать тшуву – раскаяться во всех своих грехах и исправить свои поступки!
Три Короны было в Мишкане. Одна из них окружала Ковчег Завета, другая – Золотой Жертвенник, а третья – Стол, на который возлагали каждую неделю двенадцать Хлебов Приношения. Это учит нас тому, что а-Шем дал еврейскому народу три важных дара. Первый из них – Тора. Любой еврей, который учит Тору, как будто бы надевает Корону с Ковчега Завета. Второй дар – священнослужение. Эта Корона досталась коэнам из колена Леви. Главный из них – Первосвященник – каждое утро воскурял «кторэт» – сладкий дым благовоний на Золотом Жертвеннике в Храме. Третий дар – царская власть. Эта Корона досталась колену Йехуды. Царь Давид и его сын – царь Шломо – с честью несли святость третей Короны, подаренной а-Шемом. Символом – знаком царской власти является изобилие. Стол царя Шломо был подобен Столу с Хлебами Приношения, стоявшему перед а-Шемом в Храме. Сегодня у нас нет Храма, но три Короны – навсегда с нами. Каждый, кто не забывает за столом об а-Шеме, кто каждый кусочек своей еды принимает так, будто приносит «корбан» а-Шему – становится носителем Короны Царей. Все, кто исполняет заповеди от всего сердца – становится священнослужителем – служит а-Шему, как коэн в Храме. Над ним а-Шем видит Корону Первосвященника. И все мы становимся носителями Короны Торы, когда учим ее, повторяем ее святые слова, ищем и находим глубокий смысл ее заповедей.
Дай Б-г, чтобы над каждым из вас, дорогие мои евреи – маленькие и большие – всегда находились Три Короны а-Шема!

Недельная глава Трума, ребе Исроэль

Недельная глава Трума.

Приказ а-Шема принести материалы для строительства Мишкана. Евреи с радостью несут труму. Рассказ о строительстве Мишкан написан в Торе раньше, чем рассказ о “золотом тельце”, который был раньше по времени, чтобы показать, с какой радостью евреи выполняют приказы а-Шема. Сначала а-Шем вспоминает заслуги евреев, и только потом – грехи. А после “тельца” продолжает рассказывать о заслугах евреев.
Ошибка евреев и вред, принесенный “эрев рав” – народами, вышедшими из Египта вместе с нами. (Гирш напомнил о том, как важно приближать к Торе людей, на примере Гилеля). Хитрость ангела смерти – Сатана. Подвиг Хура и награда за него.
Ошибка и раскаяние “несиим” – глав народа. Им досталось принести драгоценные камни для одежд Первосвященника. История про папу рава Мордехая Нойгершеля, спешившего исполнить заповедь.
ЧТО МЫ ИЗ ЭТОГО УЧИМ:
Нужно спешить исполнить заповедь, чтобы не упустить ее.
Нужно слушаться а-Шема, а не искать знамения на небе.

Мише-мише, песня к месяцу Адар

Слова:

מִשֶּׁנִּכְנַס אַדָּר מַרְבִּים בְּשִׂמְחָה

Мише-нихнас адар марбим бе-симха

С того момента как заходит месяц Адар, приумножают радость!

Недельная глава Мишпатим для детей

Глава Мишпатим.

Жил да был один злодей… И звали его … Маршмело. На самом деле, такого имени нет. Я придумал его для этого злодея, чтобы не называть его настоящего имени. Ведь он, слава Б-огу, давно раскаялся, и ему было бы очень стыдно, если все узнают его настоящее имя. Маршмело любил вкусно есть и сладко спать, а работать совсем не любил. Вместо этого, Маршмело стал воровать! Сначала, он воровал у папы с мамой… Если бы они его сразу же наказали, то может быть, ему бы не понравилось воровать. Но мама с бабушкой жалели его, и не давали папе как следует проучить воришку. И тогда Маршмело стал воровать у соседей, а когда все соседи узнали, кто ворует у них, то Маршмело убежал из своего города, стал ходить с места на место и воровать в разных городах и деревнях. Однажды, он ночью залез в окошко большого дома… Он подкрался к столу и стал искать в нем, что бы украсть. А на столе лежали какие то большие листы, стояли маленькие баночки и перья. Маршмело задел одну баночку, она упала, и «дьё» – чернила вылились прямо на почти законченный свиток Торы!!! Дело в том, что в этом доме жил «сойфер» – праведный еврей, умевший переписывать свитки Торы, мезузы и тфилин. Маршмело вытащил из стола готовые мезузы и решил, что он продаст их, а на деньги купит себе мяса и вина… Он повернулся к окошку и хотел вылезти, но вдруг… увидел два горящих огонька и услышал: -Ррррррр! Это был Буки – сторожевой пес, охранявший дом от воров… Маршмело так испугался, что чуть не упал! А Буки подошел к нему, открыл свою большую пасть, чтобы злодей увидел, сколько у него больших и острых зубов, и снова сказал: – Рррррр! Маршмело сел на пол и заплакал. Так он и сидел до самого утра на полу и плакал от страха. А утром пришел рав Модехай а-сойфер. Он вошел в комнату и увидел, что натворил Маршмело.
– Что ты наделал! – Воскликнул рав Мордехай, – Как тебе не стыдно?! Ты испортил свиток святой Торы!!!
И из глаз рава Мордехая потекли слезы…
Вскоре пришли стражники. Они крепко связали руки Маршмело, и повели его в бэйс-дин – суд. Судьи строго посмотрели на вора и сказали:
– Ты должен заплатить за все, что ты украл и испортил.
– У меня нет так много денег… – заплакал Маршмело.
– Значит, тебе придется их заработать! – сказали судьи.
– А я ничего не умею делать, только воровать, – испугался Маршмело.
– Тогда тебе придется работать на очень простой и тяжелой работе, – ответили ему.
– Кто хочет купить раба, который ничего не умеет делать? – спросил судья.
Встал огромный и могучий рэб Шмуэль а-кацав (мясник).
– Я согласен купить его, – сказал он.
Маршмело, когда увидел мясника, испугался еще больше, чем от сторожевого пса Буки! Он решил, что мясник будет больно бить его, если он не справится с работой. Заплакал Маршмело и пошел работать у мясника…
На самом деле, рэб Шмуэль никогда никого не бил. Он был очень добрым и богобоязненным евреем. Рэб Шмуэль всегда следил, чтобы мясо, которое попадает к нему в магазин, было только самым кошерным – «халак ле-меадрин». Тем евреям, у которых было много детей и мало денег, рэб Шмуэль продавал мясо к Шабату совсем дешево. А если они все равно не могли заплатить – давал в долг.
– Заплатишь мне, когда сможешь! – говорил он бедняку. И никогда не напоминал ему про долг. Ведь нельзя же допустить, чтобы у еврея на столе не было мяса в честь Шабата! Все очень любили рэб Шмуэля. Даже Буки!
Вы спросите: «А почему же Буки так любил рэб Шмуэля?!» Дело в том, что мясо, в кошерности которого рэб Шмуэль не был уверен – трефа – он сразу отдавал Буки и другим собакам.
– Когда мы выходили из Египта, – говорил рэб Шмуэль, – ни одна собака не посмела залаять на евреев! За это а-Шем дал собакам награду. Он повелел отдавать им трефное – некошерное мясо.
Рэб Шмуэль велел Маршмело мыть и чистить мясную лавку, следить, чтобы нигде не собиралась грязь и мухи. Еще он научил Маршмело правильно затачивать ножи. А когда Маршмело привык к работе в мясном магазине, то рэб Шмуэль доверил ему раскладывать мясо в пакеты и относить покупателям. Рэб Шмуэль хорошо кормил своего раба, и дал ему отдельную комнату для сна. Незаметно пролетели шесть лет. Пришло время отпускать Маршмело на волю.
– Я не хочу уходить на волю, – сказал Маршмело, – мне так хорошо у тебя, рэб Шмуэль.
– Если ты хочешь остаться в рабах, то нам придется пойти к судьям, – ответил рэб Шмуэль, – там тебе сделают шилом дырочку в ухе напротив дверного косяка. Ты ведь знаешь, что когда евреи уходили из Египта, а-Шем повелел им помазать кровью пасхального ягненка дверные косяки и притолоку. Так дверь и стала свидетелем решения а-Шема о том, что евреи должны быть рабами Всевышнего, а не рабами рабов. А ты хочешь остаться в рабстве?! Лучше выходи на свободу. Я дам тебе денег, и ты сможешь открыть свою лавку рядом с моей.
– Но я же ничего не умею делать, – испугался Маршмело, – Неужели мне придется опять воровать?!
– Не дай Б-ог! – сказал рэб Шмуэль, – Как это ничего не умеешь делать? А точить ножи! Откроешь лавку точильщика. Будешь точить людям ножи и ножницы, топоры и пилы, серпы и косы.
И стал Маршмело точильщиком.
Так Тора дает злодеям наказание не для того, чтобы покарать их, а для того, чтобы исправить и научить жить честно и праведно. А о законах, учащих нас правильному отношению к еврейскому рабу, рассказывает среди многих других заповедей наша недельная глава – Мишпатим.
А теперь, я хочу рассказать вам про праведника. Звали его раби Авими. Это настоящее имя праведника. Ведь о хороших делах можно и нужно рассказывать, называя полное имя заслуживающих похвалы. Были у рава Авими пятеро сыновей. Все они с радостью готовы были выполнить любую просьбу отца. Но каждый раз, когда папа рава Авими приходил в гости, то рав Авими сам бежал открыть ему двери, впереди своих сыновей. Так дорога была ему заповедь о почтении к родителям, что он хотел исполнить ее сам. И еще на бегу, он кричал «Открываю! Открываю!», чтобы папа не подумал, будто никого нет дома, а ожидал в спокойствии и уверенности, что ему сейчас же откроют.
Однажды папа рава Авими попросил воды. Скорее поспешил рав Авими исполнить просьбу. Но когда он вернулся, то увидел, что его папа прикрыл глаза и заснул…
Что сделал рав Авими?
Остался стоять рядом с папой, держа в руках стакан с водой. Так, чтобы сразу же, когда папа проснется, подать ему воды, как тот просил. И действительно, когда папа открыл глаза, то увидел стакан протянутый ему сыном. Так заповедовала нам Тора почитать родителей.

Недельная глава Итро для детей

Недельная глава Итро.

Итро родился и жил в Мидьяне, что неподалеку от Земли Израиля. Был он богат и уважаем всеми соседями. Все мидьянцы поклонялись идолу. Идол это назывался Баль Пеор. Ему не приносили жертв и передним не кланялись. Своего идола мидьянцы мазали грязью, плевали на него и делали другие неприличные вещи. Они были уверены, что идолу это очень нравится! И считали, что за такую службу идол пошлет им удачу, богатство, здоровье и победу над врагами… От такой службы идол пах так неприятно, что подходить к нему можно было только зажав нос. Некоторые даже надевали на нос прищепку, какой закрепляют на веревку белье, когда вешают его сушиться!!! Вначале Итро очень старался услужить получше идолу. Так старался, что мидьяне избрали его главным служителем – коэном идола. Каждый день Итро приносил своему идолу свежей грязи, мазал его, пачкал и оплевывал с ног до головы… И просил: – О! Бааль Пеор! Ответь мне – своему верному служителю! Дай мне мудрость и здоровье! Дай мне сына, чтобы он служил тебе после моей смерти!
Увы! Идол не отозвался на молитвы Итро… Семь дочерей родились у Итро, но сына у него не было. От плохого запаха, шедшего от идола, Итро заболел. У него начало чесаться все тело. И тогда Итро сказал: – Бааль Пеор! Если ты не пошлешь мне сына, то я… Я сделаю тебе самое страшное! Я тебя вымою и очищу!!!
Но идол, конечно же, ничего не ответил! И тогда Итро исполнил свою угрозу. Он вымыл идола. Стоял Итро возле чистенького идола и смотрел на него… Каменный истукан молчал, не двигался, не дышал…
– Этот идол мертв! – закричал Итро, – Нет в нем никакой силы! Не может он ничем помочь мне, ни ответить, ни дать сына! Я не стану больше служить этому идолу. Я пойду в Египет… В Египте есть так много идолов, что их имена можно говорить с утра до ночи, и не успеешь перечислить их все! Я найду среди них такого идола, который поможет мне. И буду поклоняться ему!
И Итро ушел из Мидьяна в Египет. Он стал служить египетскому идолу, и вскоре стал его главным служителем. Так старался Итро! Но и этот идол не принес ему счастья. И стал Итро пробовать службу разным идолам одному за другим. Каждому он служил так старательно, что все жрецы быстро признавали его главным коэном этого идола. Услышал о таком Фараон, и решил позвать к себе мидьянина, так старательно служащего египетским идолам. Фараон сидел на высоком троне, к которому вели семьдесят ступеней. Лишь тот, кто сумел доказать свои знания и мудрость мог подняться на ступень выше. Рядом с фараоном стояли самые большие мудрецы – жрецы, колдуны и советники. Фараон заговорил с Итро, и увидел, что Итро очень мудр, знает семьдесят языков народов мира и порядок службы всех идолов мира. Фараон сделал Итро своим советником.
Была у Фараона большая беда – просто огорчение… Жили у него в Египте рабы из далекой страны кнаанейцев. Звали этих рабов евреями. И родились у этих евреев дети по шесть за раз у каждой мамы! Становилось евреев все больше и больше. И боялся Фараон и его народ египтяне, что станет скоро евреев больше, чем египтян. Вдруг евреи захотят отнять у египтян их страну Египет?! И решили египтяне исхитриться так, чтобы евреев стало меньше. Вот и созвал Фараон своих советников решать, что бы такого сделать с евреями, чтобы их стало поменьше. Первым выступил злодей Билам. Был он пророком среди народов мира – мог слышать, что говорит ему а-Шем, приходивший к нему во сне. Зачем а-Шем приходил к злодею? Чтобы не сказали народы мира, что лишь евреям дал а-Шем пророков, потому и живут евреи праведно, получая за это великую награду в саду Эдена. Вот и дал а-Шем пророка народам. Чтобы посмотреть, станут ли они вести себя лучше, заслуживая награды. Но были те люди злыми и жадными. И пророк их стал злодеем. И учил он их злым и жестоким поступкам. Встал Билам и сказал: – Надо отбирать у евреев всех мальчиков, которые у них рождаются и убивать! А чтобы а-Шем не смог нас наказать за это мерой за меру, надо топить младенцев в воде… Ведь а-Шем обещал уже Ноаху, что не наведет больше Потопа на Землю! Так мы и евреев убьем, и наказания не получим!!!
Вот каким злодеем был Билам! Он знал, что есть а-Шем, но придумывал, как бы обмануть Его, чтобы сделать зло и не получить за это наказание…
Вторым советником был Йов из Кнаана. Был он очень мудр и праведен. Никогда не делал дурного в глазах а-Шема. Увидел он, что очень уж хочет Фараон навредить евреям, и не станет слушать того, кто будет его отговаривать от этого злодейства. И промолчал Йов. Не стал ничего говорить.
И тогда встал Итро и воскликнул: – Как можно подумать сделать такое злодейство?! Как можно убивать малышей, которые только что родились?! Неужели вы думаете, что а-Шем не сумеет наказать злодеев? Оставьте евреев в покое, и дайте им вернуться на их землю – в Страну Израиля. Не нужен евреям ваш Египет!
Страшно рассердился на Итро Фараон. Сделал он такое страшное лицо, что Итро испугался и убежал домой в свой родной Мидьян. Гнались за ним стражники Фараона, чтобы убить его, но не догнали, слава Б-огу.
Прибежал Итро в свой дворец в Мидьяне. Решил он, что не станет больше служить идолам. Ведь ни один из них не помог ему в беде. Услышали мидьянцы, что вернулся Итро. И что не хочет он больше служить идолам. И стали они его ненавидеть. Все слуги его ушли из дворца, оставив его одного с дочерьми. А соседи стали вредить ему и делать зло, обижать его дочерей и обзывать их гадкими словами. Пришлось дочерям Итро самим пасти овец, поить их, черпая воду из колодца тяжелыми ведрами. Никто не помогал им. Другие пастухи мидьянцы прогоняли их от колодца и даже били! Однажды, эти злодеи столкнули дочерей Итро прямо в глубокий колодец!!! Громко закричала Ципора – старшая из дочерей Итро: – Спасите! Помогите! Мы тонем!
Но лишь смеялись злые пастухи мидьянцы… К счастью, рядом с колодцем оказался гость, пришедший из Египта. Как и Итро, он бежал от Фараона, спасая свою жизнь. Звали его Моше.
Услыхал Моше крики, увидал, что творят с бедными девушками злые пастухи. Грозно закричал на злодеев Моше. Был он так силен и могуч, что в страхе бежали злодеи прочь. А Моше вытащил дочерей Итро из колодца, напоил их овец и помог. Когда Итро услыхал об этом, немедля позвал он Моше к себе во дворец. Накормил, напоил и отдал свою старшую дочь Ципору в жены Моше. Когда Итро узнал, что Фараон хотел казнить Моше, он очень испугался. Он спрятал Моше в глубокий подвал. Каждый вечер он спускал в этот подвал на длинной веревке Ципору с едой и питьем для Моше, а утром вытягивал ее обратно. Прошло время, увидал Итро, что Фараон не присылает своих страшных солдат и стражников за Моше. Вытащил он Моше наружу и сказал: – Живи со мной во дворце. Будешь помогать моим дочерям пасти овец.
И стал Моше жить у Итро. Когда родился у Моше и Ципоры сын, то Итро сказал: – Я хочу, чтобы он стал служителем идолу.
– Зачем? – удивился Моше, – Ведь ты же сам знаешь, что идолы ничем не могут помочь. Они – просто кусок дерева или камня. Не дышат, не разговаривают, не двигаются…
– Чтобы убедиться в этом, – ответил Итро, – я послужил каждому идолу в мире! Стал главным служителем каждого из них. И только тогда смог доказать, что нет силы ни в одном из идолов. Я хочу, чтобы и мои внуки прошли такой же путь. Чтобы они убедились, что в идолах нет силы, и лишь тогда перестали им поклоняться.
Очень не понравилось это Моше, но не смог он возразить папе своей жены, в доме которого он прятался от Фараона. Поэтому и дал он своему первенцу имя Гершом – пришельцем там стал я, обозначает это имя. Лишь потому, что я пришелец и чужак, из милости спасенный отцом Ципоры, я вынужден согласиться на его условие и обещать, что мой сын станет служителем идолов. А второго сына Моше назвал Элиэйзер, что значит – а-Шем был мне помощью и спасением от Фараона.
Когда а-Шем открылся Моше в огненном кусте, и велел идти в Египет, чтобы вывести оттуда всех евреев, то Итро разрешил ему уйти. И послал вместе с Моше Ципору, Гершома и Элиэйзера. Но Аарон, встретивший Моше по пути в Египет, велел отослать Ципору домой.
– Мы должны вывести евреев из Египта, а не приводить их туда! – сказал Аарон.
Целыми днями сидела Ципора с детьми у окна и ждала возвращения Моше. Вечером присаживался рядом с ними и дедушка Итро. Он рассказывал все, что слышал за день.
– Рассказывают пустынные кочевники – бедуины, что в Египте страшные бедствия – Десять Казней Египетских.
– А про Моше что-нибудь говорят?
– Говорят, что он то и наказывает египтян за их злодейства, творя чудеса своим посохом.
– Мама, деда! Смотрите, что стало с водой в бочке! В ней появились двенадцать сухих дорожек! Ой, и в стакане тоже! И в ведре, и в кувшине!
– Соседи говорят, что пророк Билам объяснил, что это а-Шем сделал чудо, разделив воды всего мира на двенадцать проходов, чтобы евреи смогли посуху пройти через Красное море!
– Вы слышали? Огромное облако появилось в пустыне. Никто не может заглянуть или зайти в него внутрь. А бедуины говорят, что днем, когда пригреет солнышко, из-под облака течет необыкновенная роса. Мясо тех животных, которые напьются этой росы становится таким вкусным, как будто их поили питьем ангелов!
– Да, говорят, что это а-Шем с Небес посылает евреям ман – еду ангелов. А когда пригреет солнце, то остатки мана тают и смешиваются с росой.
– Папа, а ведь мой муж Моше – теперь главный предводитель евреев! Может быть, мы пойдем к нему?
Взял Итро ослика, нагрузил едой и питьем, посадил на него внуков, и пошел вместе с Ципорой к походному лагерю евреев. Издалека были видны Облака Славы а-Шема, охраняющие евреев. Вокруг них стояли шатры вышедших вместе с евреями египетских рабов – эрэв рав. Они не были достаточно праведными, чтобы войти под Облака Славы. Тех, кто не был праведником, Облака выталкивали наружу.
– Как же мы войдем? – спросила Ципора.
Итро взял пергаментную бумагу и написал: «Я – Итро, твой тесть, и со мной Ципора – твоя жена, Гершом и Элиэйзер – твои сыновья. Мы стоим у Облаков Славы и ждем тебя, Моше». Он обернул письмо вокруг стрелы и послал ее в сторону Облака. И… Чудо! Облако поглотило стрелу!
Вскоре, вышел к Итро сам Моше. А с ним Аарон и его сыновья, семьдесят Старейшин и двенадцать глав колен. С почетом провели они Итро в походный лагерь. Сам Моше угощал тестя – папу своей жены.
Итро жил у Моше в лагере евреев. Моше рассказал ему обо всех чудесах, которые сделал евреям а-Шем. И Итро, знавший все замыслы Фараона, увидел, что каждое из наказаний, полученных египтянами было мерой за меру, как может наказать лишь а-Шем, знающий все поступки и мысли людей. Теперь я знаю, – сказал Итро, – что лишь а-Шему надо служить!
Вместе со всеми евреями Итро принял Тору у горы Синай. Он видел огонь и вид а-Шема среди огня. Весь мир притих и содрогнулся, когда а-Шем произнес Десять Речений. Мы видели слова а-Шема, исходящие из огня, и слышали красочные картины, данные нам Всевышним. Да, да! Видели звуки слов, и слышали краски картин! Ибо весь мир изменил свою привычную форму, когда а-Шем говорил с нами с горы Синай!!! И стало нам ясно, какое великое чудо – наш мир, сделанный Творцом из своей непостижимой духовной Сущности… И Итро стоял рядом с нами.
Наутро, Моше сел судить и разъяснять евреям заповеди а-Шема. Длинная очередь встала к Моше. Каждый хотел узнать ответ на свой вопрос.
Увидал это Итро, и сказал Моше: «Не вынесешь ты такого испытания, и народ твой не выстоит. Может быть, спросишь ты у а-Шема разрешения назначить себе помощников и судей, чтобы отвечали они на все простые вопросы, а к тебе отправляли бы лишь те, что не могут решить.»
Моше спросил у а-Шема, и а-Шем похвалил и одобрил совет Итро. А-Шем назвал именем Итро целую главу Своей Торы в заслугу за праведность и пользу, принесенную всему еврейскому народу.
После этого Итро вернулся в Мидьян, чтобы научить всех своих родных и близких служению а-Шему. Вся его семья стала служить Всевышнему, положив начало новому народу – кенийцам. Лишь один из нее – Балак – не захотел отказаться от служения идолам. Но о нем речь идет в другом месте. А Итро и его потомки получили во владение земли вокруг города Йрихо в Стране Израиля, где и жили в мире и достатке вместе с евреями.

Недельная глава Итро, ребе Исроэль

Недельная глава Итро. Ребе Исроэль рассказывает ребятам о том, как к Моше в пустыню пришел папа его жены, Итро – он захотел быть ближе к евреям. И как он, Итро, дал Моше очень мудрый совет.

Недельная глава Бэшалах для детей. Часть вторая.

Недельная глава Бэшалах.

Часть вторая. Начало здесь.

Яир и Мордехай обернулись назад и глаза их наполнились страхом… Прямо за ними по всей ширине пустыни, насколько видели глаза, мчались египетские колесницы! Впереди, сверкая драгоценными камнями, летела колесница самого Фараона. А над египетским воинством в небе появилась ужасная призрачная фигура – Сар Мицраим – ангел хранитель Египта! Он сам шел в бой вместе со всей египетской армией!!!
– Мойше! Куда же нам бежать?! Впереди море, позади Египет! Мы погибли!
Туча стрел из египетских луков поднялась над головами евреев. Но тут… Прямо между египтянами и евреями возник Облачный Столп. Стрелы, попадая в него, возвращались обратно. Прямо в тех, кто ими выстрелил!
– Именем а-Шема! Идите вперед! – сказал Моше.
Куда? В море?
Нахшон сын Аминодава – глава колена Йехуды – первым шагнул в воду. Вот вода дошла ему до колен. Вот уже до подбородка… Вот уже волна дотронулась до его носа… Вдруг! Расступились воды Красного моря! Сухая дорожка пролегла посреди застывших вод! Вперед!
Евреи вошли в проходы. Каждое колено – в свой проход. За тонкой, но несокрушимой прозрачной стеной резвились морские рыбы.
– Мама, я пить хочу! – захныкал малыш Диди.
И в тот же миг из стены полилась чистая и сладкая струйка воды. Все дети побежали попробовать. И каждому из них потек свой ручеек питьевой воды.
– Папа мой Небесный! – обратилась к а-Шему Мирале, – Можно ли мне попробовать яблоко? Я видела, как египтяне кушают яблоки, но никогда еще не пробовала. Наверное, это очень вкусно!
И, не успела она договорить, как рядом выросло прекрасное дерево со спелыми яблоками!
– Благословен, Ты – а-Шем, Господь наш, Царь всего мира, создающий плоды дерева!
И дети стали кушать яблоки.

Всю ночь египтяне пытались приблизиться к евреям. Они погоняли и погоняли своих коней. Казалось, что евреи совсем близко… Вон там – за Огненным Столпом! Но лошади все бежали и бежали за евреями, но не приближались к ним ничуть.
Наступило утро. Огненный Столп сменился Облачным Столпом. Дул сильный ветер. Египтяне увидели, как разверзлось перед евреями море, и евреи вошли в проходы посреди вод…
– Ерунда! Это просто от ветра! – сказал Фараон, – Сейчас мы догоним этих рабов! Никуда они от нас не уйдут!
И вся египетская армия бросилась в проходы следом за евреями. Ехать в колесницах оказалось очень неудобно. За Облачным Столпом, шедшим позади евреев, оставалась глубокая жидкая грязь, в которой египетские кони с трудом передвигали ноги. Все глубже и глубже в море вели проходы. Вот уже последний египетский воин вошел между водяных стен. Вот он уже не видит входа… Вдруг! Облачный Столп сменился Огненным! Вся грязь сразу закипела и забулькала. Колеса египетских боевых колесниц отвалились от жара. Кони начали прыгать из стороны в сторону, подскакивать вверх. Египтяне попадали друг на дружку в тесных железных коробках колесниц. Их бросало от стенки к стенке, подкидывало к потолку… Раздались крики боли и ругань.
– Ай-ай! – закричал могучий Торгул – командир тысячи копьеносцев, ударившийся носом о собственный щит, – Ой-ёй-ёй! Я вспомнил!
– Что ты вспомнил? – проплакал его помощник, потирая три огромные шишки, выросшие у него на голове от ударов об стенки.
– Я вспомнил, как мы бросали в воду на съедение крокодилам еврейских детишек! Фараон тогда обещал нам, что мы не получим наказания за это… Ему объяснил его советник Билам, что а-Шем всегда наказывает мера за меру. А Потоп а-Шем уже обещал не насылать на землю… Значит, объяснял Фараону Билам, если мы будем убивать евреев водой, то а-Шем не сможет нас наказать!
– Правильно! Но почему ты вспомнил об этом сейчас?
– Посмотри направо и налево! – ответил Торгул, и из глаз его полились слезы.
Справа и слева над египтянами возвышались стены воды до самого неба!!!
– Ай! – завизжал помощник Торгула, – Сейчас мы будем тонуть! Не хочу-у-у!!! Хочу домо-о-ой!
И он стал дергать за вожжи, чтобы повернуть коней обратно в Египет. Кони не слушались, они прыгали в горячей грязи. Наконец удалось повернуть их и египтяне поспешили назад…
Огромная волна катилась им навстречу! Проход закрылся и море возвращалось на свое место… Страшная волна ударила египтян, подкинула их высоко вверх и сбросила вниз с огромной высоты! Снова подкинула, и снова сбросила… Египтяне кричали и плакали. Море бросало их из стороны в сторону, они захлебывались соленой водой. Медленно и больно один за другим египтяне тонули в Красном море. Мера за меру! То, что они хотели сделать еврейским детишкам – теперь а-Шем сделал с ними…

Евреи вышли из морских проходов на сушу, и волны сомкнулись за их спинами…
– А где же египтяне? – спросил Яир.
– Я очень боюсь! – ответил Мордехай, – А вдруг египтяне вышли из моря в другом месте, и теперь опять набросятся на нас?!
Большая волна накатилась на берег… А когда она ушла обратно в море, то все увидели, что на берегу остались разломанные колесницы и мертвые египтяне. Много-много!
– Смотрите! Это же злодей Торгул, который бросал наших деток в воду! Слава Б-огу, что а-Шем спас малышей из воды и от голодных крокодилов! А теперь Торгул сам утонул! Так ему и надо! А какая-то рыбка успела откусить ему нос!!!
– Смотрите, смотрите! Какие драгоценные одежды на мертвых египтянах! А какие украшения из золота и самоцветов на их конях! А вон там лежит на боку и без колес золотая колесница Фараона!
– Пойдемте скорее собирать драгоценности!
А-Шем заплатил евреям за все годы рабства в Египте! Он, благословенно Имя Его, исполнил обещание, данное Аврааму во время заключения Союза меж рассеченными половиками жертвенных животных:
Бэрешит  15: 13. И сказал Он Авраму: Знай же, знай, что чужаками будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет. 14. И также народ, у которого в порабощении будут, судить буду я, а затем они выйдут с большим имуществом.

Недельная глава Бэшалах для детей. Часть первая

Недельная глава Бэшалах.

Огромная стена, окружающая Египет содрогнулась… Все идолы с жалобным хрустом развалились на куски и упали со своих мест… Железные ворота с тяжелым грохотом разбились, рухнув на землю… Стражники не стояли в воротах – они были заняты похоронами своих первенцев… Тысячи тысяч рабов бесконечным людским потоком уходили из Египта вместе с евреями! Впереди них, сметая все преграды шел Огненный Столп. Высоко-высоко в небо уходил он своей вершиной. Весь Египет видел его. Но ни одна собака не посмела загавкать на уходящих евреев. Бывших рабов, а теперь – свободных людей! А-Шем выводил Свой народ из рабства.
Все евреи были одеты в праздничные одежды, отданные им египтянами. На женщинах и девочках сияли драгоценными камнями украшения. Египтяне были готовы отдать все, только бы евреи ушли поскорее! Только бы не умереть! Огромные стада овец, коз, коров уходили вместе с евреями. Их евреи принесут в жертву а-Шему… Из глаз египтян катились слезы. Ведь еще вчера они ложились лицом на землю перед овцами и коровами, молились им, как богам! А этой ночью евреи зарезали и скушали богов египтян! Нет у египтян больше никакой надежды!!!
Двести с лишним лет египтяне издевались над евреями. Заставляли их таскать камни, месить глину, сидеть не двигаясь с лампой на голове, пока египтянин кушает и пьет, собирать грязь за египтянами… Били евреев. И даже убивали их! И вот настало время расплаты… Время получать наказание за злодейство.
Нафтухас и Патрусис тихонечко подошли к уходящим и смешались с бывшими рабами, с эрэв рав. У них был особый приказ Фараона идти вместе с евреями и следить за ними, чтобы евреи не ушли насовсем. Пусть принесут жертвы своему а-Шему, и сразу же возвращаются назад! Если через три дня евреи не повернут назад, то Фараон обещал убить их всех… Фараон страшен в гневе! У египтян самая сильная армия в мире! Правда, этой ночью Фараон бегал в ночной рубашке по улицам и искал Моше и Аарона, чтобы просить их поскорее забирать всех евреев их Египта… Он плакал и кричал таким голосом, что слышно было по всему Египту… «Ай-яй-яй! Я же тоже первенец! Я не хочу умирать! Моше! Арон! Где же вы? Я согласен на все, что вы скажете! Только поскорее уходите!!!» А все евреи смеялись над ним, бросались в него очистками от картошки и плевались шелухой от орешков… Они показывали ему налево, направо, назад и вперед, а некоторые одновременно в разные стороны! И нигде Фараон не мог найти Моше и Аарона…
И вот, евреи наконец-то вышли из Египта. Куда же они идут? В пустыню. Там, где море оставило узкий проход , ведущий в Кнаан, возвышалось огромное каменное чудовище. Морда у него была человечья, тело львиное, а на спине орлиные крылья. Это же Бааль Цафон – Властелин Севера – самый большой идол Египта! Неужели он уцелел? Ни одной трещинки не видно на каменном исполине! На его морде злобно щурятся чудовищные глаза. Их взгляд наводил невыносимый страх на любого, кто пытался выйти из Египта или войти без разрешения Фараона. Люди падали, забывали куда идут, начинали ходить кругами, плакали и мучились от каменного взгляда Властелина Севера. Что же будут делать евреи?
Евреи подошли к Властелину Севера и остановились… Потом медленно пошли назад… Некоторые из них плакали и спрашивали:«Неужели мы возвращаемся в Египет?». Снова вернулись к огромному идолу, и снова пошли назад…
– Ураааа!!! – закричал Патрусис, – Властелин Севера сильнее, чем а-Шем этих евреев! Они не могут пройти! Они ходят кругами!
– Надо скорее рассказать Фараону! – ответил Нафтухас, подпрыгивая на одной ножке от радости, – Мы догоним евреев на наших боевых колесницах! Мы будем рубить их нашими мечами! Топтать нашими прекрасными конями! Мы захватим огромную добычу!
Шпионы Фараона поспешили в Египет с важными вестями.
Выслушав их, Фараон вскочил ногами на свой драгоценный трон. Он начал танцевать, подпрыгивая и хлопая себя кулаками по груди.
– Подайте мой меч! Мою корону! Мою самую дорогую колесницу! Наденьте ожерелье из бриллиантов на моего самого быстрого и сильного коня! Побольше золота! Побольше серебра и драгоценностей! Война – это праздник для египтян! Эй, воины! Ваш Фараон первым поедет рубить евреев! За мной, за вашим Фараоном! Мы поделим добычу поровну! Я не стану брать себе большую царскую долю!
Все египтяне бросились в погоню за сбежавшими рабами…

Продолжение здесь.

Недельная глава Бешалах, ребе Исроэль

Суббота, в которую читается недельная глава Бешалах еще называется Шаббат Шира.
А почему? После всех чудес, которые Всевышний сотворил для евреев, после рассечения моря и гибели египтян, евреи преисполнились благодарности ко Всевышнему и воспели Песнь.

Готовимся к Ту би-Швату 2 – законы благословений, 7 видов плодов

Семь плодов, которыми славится земля Израиля.
Три признака “мезонот”.
Когда мы благословляем “а-моци” на “мезонот”?
Фрукты во время трапезы и фрукты на десерт.

Семь раскрасок к Ту биШвату

Раскраски к  празднику Ту биШват,  любезно предоставленные художницей Оснат Амчиславской

 

Print Friendly, PDF & Email

1 2 3 4 5 6

Недельная глава Бо, ребе Исроэль

Кошерна ли саранча?
Почему мы не едим кошерные виды саранчи, жирафа и других подобных животных?
“Ор а-гануз” – свет первых дней Творения открылся евреям в Египте в последние три дня Тьмы.

Недельная глава Ваэра, ребе Исроэль

Недельная глава Ваэра нам рассказывает о том, как фараон ужесточил контроль за евреями на каторжных работах.
Евреи очень страдали и их вопль поднялся к Небесам.
И тогда, Всевышний послал Моше к фараону.
Но фараон не спешил отпускать евреев.
И тогда Всевышний посылает на Египет первые казни.

Недельные главы Шмот 5777, ребе Исроэль

Шмот

Недельные главы  5777

Ребе Исроэль

Содержание урока:

Тяготы евреев в Египте.
Ашем посылает избавителя.
Батья спасает Моше.
Кормилица Моше – его родная мама Йохевед.
Моше и корона Фараона.
Испытание горящими углями.
Моше защищает евреев.
Убийство египтянина.
Датан и Авирам – два злодея доносчика.
Чудесное спасение Моше от меча.
У колодца в Мидьяне.
Дочери Итро.
Убежавший ягненок.
Куст, который не сгорал.
Ашем дает задание Моше.
Встреча Моше и Аарона.

Недельная глава Шмот, ребе Исроэль

Начинаем учить книгу Шмот. Ребе Исроэль рассказывает о том, как евреи в количестве 70 душ спустились в Египет и поселились в земле Гошен. Йосеф наконец-то встретился со своим отцом, Яаковом. Яаков благословил Египет, и он процветал. Но вот, прошло время, и Яаков ушел из этого мира. Вместе с ним ушло и благословение. Прошло еще много лет, и Йосеф тоже поднялся к праотцам. Евреи стали проявлять интерес с жизни египтян. А египтяне стали забывать о добрых делах Йосефа и стали притеснять его потомков, евреев, живших в Египте.

Озорник – Шауль Ицхак.

 

Озорник – это рассказ о мальчике, обижавшем птиц и зверей, о его жестокости и о наказании за это. Рассказ о любви ко всем творениям а-Шема в нашем мире и заботе о них. Рассказ об исправлении ошибок и праведности.

Чудесные козы

Мидраш рассказывает: Чудесные козы.

Много лет тому назад жил был в Израиле тана, рабби Ханина бен Доса. Был он человеком праведным и Б-гобоязненным. Представьте, весь мир получал свое пропитание благодаря ему. При этом сам он питался плодами рожкового дерева. Много необычных историй происходило в его жизни. Эта же история самая что ни на есть обычная. Хотя все зависит от того, как мы на нее посмотрим.

Однажды мимо дома рабби Ханины проходил человек. Ноша его была тяжела, да еще он нес с собой несколько кур. Устав от долгого пути под палящим солнцем, он прилег отдохнуть в тени дерева, растущего возле дома раби. Свою ношу он положил под голову, а кур связал между собой, чтобы они не разбрелись кто куда.. В тени дерева было прохладно, дул легкий послеполуденный ветерок. Лишь сейчас он понял, как устал. Глаза путника медленно закрывались. Тишина полдня и летний зной убаюкали его. Путник уснул. Проснулся он на закате. Вскочив, он взял свою поклажу и поспешно продолжил свой путь. Его селение было совсем не близко, времени оставалось мало, солнце катилось к линии горизонта, а ночевать в поле ему совсем не хотелось. Он так спешил, что совсем забыл о курах. Лишь добравшись до дома, он вспомнил о пропаже. Что же делать? вернуться, но куда? Путник не помнил, где был расположен тот самый двор с тенистым деревом.

Тем временем жена рабби Ханины возвращалась домой. К ее великому удивлению по двору возле дома гуляли куры. Откуда они взялись? Чьи они? И что теперь с ними делать? Она накормила и напоила кур и поспешила рассказать мужу о необычной находке. Рабби Ханина предположил, что куры оказались в их дворе не случайно. Видимо, Всевышний послал им возможность выполнить заповедь ашават аведа, возврат пропажи владельцу. Куры были связаны между собой веревкой – явный знак того, что они были кем-то забыты.

– Ничего страшного, если они побудут у нас какое-то время.

На следующее утро жена рабби Ханины нашла во дворе куриное яйцо. Из яиц вылупились цыплята. Но рабби Ханина запретил пользоваться курами и снесенными яйцами, а так же получать от них какую-либо выгоду.

– Эти куры не наши, мы всего лишь за ними присматриваем до возвращения хозяина.

Проходил день за днем, количество кур увеличилось. Они шумели, носились по двору, забирались в дом, кудахтали, кукарекали, пищали. Этот шум и гам очень мешал. Проблему решить было не так уж просто. Хозяин птицы не появлялся, а рабби Ханина стремился выполнить заповедь по букве закона, хранить находку, пока хозяин не придет за ней, или же оставить ее до прихода пророка Элияу. Беда заключалась в том, что ни он, ни его жена не знали, когда объявится хозяин, и объявится ли он вообще. Решил рабби Ханина продать кур, и на эти деньги купил он несколько коз. Козы были тише, жили они в загоне, паслись на полях, никому не принадлежащих. Жена рабби Ханины ухаживала за ними, регулярно кормила и поила коз. Очень хотелось ей поддержать мужа в исполнении заповеди. Она знала, что тому, кто всем сердцем желает исполнить Его волю, особенно в этом помогают.

Однажды мимо дома рабби Ханины проходили два путника. Один из них узнал двор, в котором некогда прилег отдохнуть от летнего зноя. Рассказал он своему другу о потере. Рабби Ханина, услышав их разговор, немедленно выбежал навстречу путникам. Он попросил хозяина кур передать ему знак, по которому он сможет определить, его ли эта пропажа.

– С радостью, когда я прилег отдыхать, то связал кур красной нитью, чтобы они не разбежались, – объяснил путник.

Все верно, куры были связаны между собой красной нитью.

– Прошу, – сказал рабби Ханина, – это стадо коз принадлежит вам.

Удивлению путника не было границ. Он терял кур, но никак не коз.

– Дело в том, что количество кур выросло настолько, что нам было тяжело ухаживать за ними, – объяснил рабби Ханина удивленному путнику. – Мы их продали, а на выученные деньги купили коз. Прошло время, и они выросли в стадо. Берите, оно ваше.

Хозяин кур не мог поверить своим глазам. Он поблагодарил рабби Ханину за столь трепетный уход за его потерей, радость переполнила его сердце. Мог ли он представить, что потеряв кур, найдет целое стадо?! Благословен Б-г Израиля, заповедавший нам свои заповеди!

Подготовила Х. Бройтман.

Источник: журнал Беерот Ицхак

Весёлая еврейская песня “Ки ирбейсо” (так как Ты преумножил)

Слова этой песни взяты из молитвы, которая называется “Шир аехуд” – песнь единства. Эту молитву принято читать в Йом Кипур.

Песня, которая заражает радостью и чувством благодарности к Творцу мира.

כִּי הִרְבֵּיתָ טוֹבוֹת אֵלָי, טוֹבוֹת אֵלָי,

כִּי הִגְדַּלְתָּ חַסְדְּךָ עָלָי, חַסְדְּךָ עָלָי: 

וּמָה אָשִׁיב לָךְ וְהַכֹּל שֶׁלָּךְ, וְלְךָ שָׁמַיִם אַף אֶרֶץ לָךְ: 

וַאֲנַחְנוּ עַמְּךָ, עַמְּךָ וְצֹאנֶךָ, וַחֲפֵצִים לַעֲשֹוֹת רְצוֹנֶךָ:

                                         Так как преумножил Ты мне добро и увеличил Твое милосердие по отношению ко мне,

                               И что я могу вернуть тебе? Ведь всё Твоё, небо – Твое и так же Земля Твоя,

                                    А мы народ Твой, народ Твой и Твое стадо, и мы желаем выполнять Твою волю.

Ки ирбэйсо, тойвос элой, тойвос элой,

Ки hигдалто хасдэхо олой,  хасдэхо олой.

У мо ошив Лох вэаколь шеЛох, вэЛехо шомаим аф эрэц Лох,

Ванахну амхо, амхо вецойнэхо, вахафейцим ласойс рецойнэхо.