Сайт посвящается светлой памяти
Даниэля бен Яакова свеча тора

Молитва рабби Шимона об умерших учениках рабби Акивы.
Тора рабби Шимона в последний день его жизни.
Смерть рабби Шимона – праздник Торы.
Обычаи Лаг ба-Омера.
Костры.
Стрельба из лука.
Стрижка малышей, которым исполнилось три года – халаке.
Посещение могилы рабби Шимона.
Песни Лаг ба-Омера.
Осторожность с огнем!
Чего нельзя делать у огня.
Как себя вести, когда горят костры. Лаг ба-Омер

Два козлика.
Жребий Ашему и жребий на Азазейль.
Путь к горе Азазейль.
Провожающий и десять остановок.
Красная лента на рогах и ее вторая половинка на вратах Храма.
Корбан Ашему и чудо с лентой, ставшей белой.
Первосвященник входит в Святая Святых.
Короткая молитва.
Радость всех евреев, когда Первосвященник выходит, неся искупление всех грехов.

Недельная глава (иврит) — Ахарей Мот

Ребе Исроэль продалжает рассказывать детям о недельной главе Тазриа – Мецора.

Цараат – духовная болезнь, и лекарство от нее – тшува. Действиях коэна. Как коэн определяет цараат, и что он делает после исчезновения пятен.

А также вы услышите рассказ про человека, который пожалел соседу грабли, и что случилось с ним и с его домом.

Недельная глава Тазриа – Мецора (часть 2), ребе Исроэль

 

Ребе Исроэль рассказывает детям о недельной главе Тазриа. О злословии – лашон а-ра.

История о мальчике, который очень любил говорить правду.

А также о человек по имени Птахия, который сам того не зная, сказал о другом лашон а-ра.

Эти примеры учат нас, что не всегда то что видишь, так и есть на самом деле, что не всегда  надо говорить вслух о другом человеке, и о том, что надо искать любые оправдания для ближнего!

Содержание урока:
Ошибка Михали.
Желание Давида построить Храм.
Ответ Ашема.
Притча о двух братьях.
Западная Стена – Стена Плача.

Содержание урока:
Убийство Ишбошета и наказание убийцам.
Воцарение Давида над всем народом Израиля.
Захват Иевуса, победа над “слепыми и хромыми” и основание Града Давида.
Две победы над плештимлянами.
Дорога Ковчега Завета из Гивона в Иерусалим.
Радость и ликование.
Трагедия Уззы.
Страх Давида.
Благословение Овэйд-Эдома.
Торжественный путь Ковчега до Иерусалима.

Содержание урока:
Распря.
Обида Авнера.
Авнер идет мириться с Давидом.
Условие Давида.
Возвращение Михали.
Авнер идет мирить колена Израиля.
Йоав сын Цруи.
Убийство в башне.
Горе Давида.
Наказание сыновьям Цруи.

Римские преследования евреев.
Потомки Эсава против потомков Яакова.
Рабби Акива обучает Торе евреев не скрываясь.
Спор с Папусом и притча про лиса и рыб.
Арест рабби Акивы и встреча с Папусом в тюрьме.
Казнь рабби Акивы и и горе раби Шимона.
Рабби Шимон, рабби Йехуда и рабби Йоси беседуют о римлянах.
Ученики мудрецов.

Рабби Акива и его ученик рабби Шимон (3 часть)

Путь к Торе.
Пастух привыкает заботиться о других.
Рахель берет с пастуха Акивы обещание учить Тору.
Нелегкая жизнь Акивы и Рахели.
Учеба в хэйдере вместе с сыном.
Акива уходит на 12 лет учиться в ешиву.
Подслушанный разговор.
Еще 12 лет учебы.
Почему мы сегодня не можем поступать так, как рабби Акива?
Честь и слава Рахели, когда рабби Акива вернулся с двадцатью четырьмя тысячами учеников.
Любовь к ближнему – самое главное правило Торы.
Горе рабби Акивы, когда умерли из-за недостатка любви к ближнему все 24 тысячи учеников.
Поиск новых учеников.

 

История о дочке раби Акивы которая спаслась от укуса ядовитой змеи благодаря тому что пожалела бедняка на своей собственной свадьбе.

Две истории о том как заповедь давать милостыню спасла от смерти которые особенно подходит рассказывать в период отсчета омера.

 

История величайшего, известного всему миру Учителя Торы – Раби Акивы.

В дни Сфират аОмер мы вспоминаем о нем и о его великих учениках.

История Раби Акивы (с диска рабанит Керен Кацен).

Заказать диск рабанит Керен Кацен можно у нас на сайте – здесь.

Недельная глава для детей (иврит) – Шмини:
Кторет.
Ошибка Надава и Авиу.
Подвиг Аарона.
Признаки кошерности животных.

Отсчет дней Омера.
Из глубин нечистоты к вершине святости.
Ожидание дарования Торы.
Как мы готовимся к принятию Торы?
Пятьдесят дней – пятьдесят ступеней.
Дни Омера – траурные дни.
Рабби Акива и его ученики.
Тора для себя и Тора для всех.

Корбан Омер

Как помирить поссорившихся подруг – вот вопрос, который занимает девочку Симху. Слушайте историю, и вы узнаете, что придумала находчивая Симха. Быть может и вы когда-нибудь  возьмете на себя задачу помирить друзей. Тогда идея Симхи вам поможет.

История к периоду “Сфират аОмер” – Мир между подругами

Запрет на лашон а-ра – злословие.
Цараат и почему она появляется на коже.
Случай в классе раби Шимшона.
Рассказ раби Шимшона про Птахию.

Недельная глава Тазриа 5776, ребе Исроэль

 

Почему праведникам можно было вести себя так, как всем остальным евреям запрещает алаха?

Есть у нас два великих праведника: раби Шимон бар Йохай и раби Ишмаэль коэн гадоль.
Два пути: рабби Шимона и рабби Ишмаэля.
Великие праведники могут идти по пути рабби Шимона, а для всех остальных евреев алаха – как учит рабби Ишмаэль.

Калба Савуа, Рахель и раби Акива

Ребята, вы любите рассказы о праведниках? Из этих рассказов мы учим, как правильно себя вести. А ещё они очень интересные, не выдуманные, а произошли на самом деле!

Примерно две тысячи лет назад в Иерусалиме жил очень богатый еврей по имени «Калба Савуа». На самом деле, при рождении родители дали ему другое имя. А имя «Калба Савуа» дали ему евреи Иерусалима, потому что он был добрым, он кормил досыта каждого, кто приходил к нему в дом, даже если он был голоден, как собака, которая постоянно ищет, где бы что-нибудь съесть. Как на иврите будет «собака»? «Келев»! А на арамейском языке, на котором говорили евреи в то время, «собака» будет «калба». А «савуа» – это «сытый». Поэтому и прозвали его в благодарность за его доброту «Калба Савуа».

Калба Савуа был очень праведным человеком. Он старался помогать всем, кому мог. Особенно он любил мудрецов Торы.

У Калба Савуа была единственная дочь – Рахель. Калба Савуа мечтал выдать Рахель замуж за самого большого мудреца Торы. Рахель была необыкновенной девушкой. У неё было очень доброе сердце. Целыми днями она занималась тем, что помогала нуждающимся и несчастным людям. Но кроме этого Всевышний дал ей особый ум и проницательность. Посмотрев на человека, она могла сказать, какими душевными качествами он обладает. Рахель тоже мечтала выйти замуж за мудреца Торы.

У Калба Савуа был многочисленный скот. Этот скот пасли пастухи. Одного из пастухов звали Акива. В течение долгого времени Рахель наблюдала за поведением пастухов. Она заметила, что Акива ведёт себя необыкновенно скромно. Он никогда не хвастается и не спорит. Он старается всем уступать и помогать слабым. Рахель увидела, что Всевышний дал Акиве на редкость высокую душу. Она поняла, что если бы Акива пошёл учить Тору, он смог бы стать главой поколения. Он смог бы руководить народом и приближать евреев к Творцу. Но что делать, если он родился у очень бедных родителей, которые не могли платить за его учёбу, и Акива, которому уже было почти 40 лет, даже не умел читать!

Рахель много думала, как помочь Акиве. Она знала, что Акива не любит мудрецов Торы. И просто так не согласится пойти учить Тору. Ей тяжело было видеть, как еврейский народ теряет великого мудреца, и она решила во что бы то ни стало уговорить Акиву пойти учиться.

Однажды, когда Акива возвращал скот с пастбища, Рахель сказала ему:

«Акива, я вижу, что из тебя может выйти великий мудрец! Иди учить Тору, и я уговорю своего отца помочь тебе деньгами!»

«Я очень признателен тебе, Рахель, за желание помочь, но я не могу пойти учиться в моём возрасте. Слишком поздно. Я уже не смогу постичь учение», – ответил Акива.

«Акива, а если я выйду за тебя замуж, ты согласишься пойти учиться?» – спросила Рахель.

«Рахель, ты не выйдешь замуж за простого пастуха!»

«А если выйду, ты пойдёшь учиться?»

«Если случится такое чудо, и ты выйдешь за меня замуж, то я соглашусь даже пойти учить Тору!»

Так Акива и Рахель решили пожениться.

Когда папа Рахели, Калба Савуа, услышал о решении дочери, он страшно расстроился.

«Рахель, как ты можешь даже думать о том, чтобы выйти замуж за человека, который не знает ни Письменную, ни Устную Тору? Мало того, он ведь даже не умеет читать! С самого твоего рождения я мечтал выдать тебя замуж за мудреца Торы. Я хотел, чтобы моё богатство попало в праведные руки! А что же будет теперь?!»

«Папа, Акива обещал мне пойти после свадьбы учить Тору! Я вижу, что он будет большим мудрецом!»

«Рахель, Акиве уже почти 40 лет! Я категорически против этой свадьбы! Если ты не послушаешь меня, то я лишу тебя и приданного, и наследства! Ты, привыкшая к богатой жизни, станешь нищенкой!»

Но Рахель, несмотря ни на что, решила выйти замуж за пастуха Акиву. Калба Савуа не пришёл на свадьбу к дочери, не дал ей денег. К тому же он запретил ей возвращаться домой.

У молодожёнов не было денег на то, чтобы снять себе нормальное жильё, и они были вынуждены жить в маленькой заброшенной хижине. У них не было возможности купить себе мебель, и даже кроватей у них не было. Они спали на соломе.

«Моя дорогая жена!» – говорил Акива Рахели, – «Не расстраивайся, что нам приходится есть сухой хлеб, ещё придёт время, мы разбогатеем, и я куплю тебе золотое украшение с изображением Иерусалима!»

«Акива! Мне не нужно золото! Я хочу, чтобы ты пошёл учиться! Ведь ты мне обещал, помнишь?»

«Да, Рахель, я помню. Но я очень стесняюсь. Ведь для того, чтобы начать учить Тору, надо выучить алфавит. А для этого мне надо будет идти в первый класс вместе с маленькими мальчиками! Представляешь, какое это будет зрелище! Сорокалетний мужчина сидит за партой с малышами! Ведь меня засмеют!»

Мудрая Рахель поняла, что мешает её мужу идти учиться. Она долго думала, как его уговорить побороть свой стыд. И вот однажды, когда она проходила мимо соседского ослика, у неё возникла гениальная идея.

Рахель попросила соседку одолжить ей ослика на несколько дней. И та согласилась.

Рахель взяла маленькое деревце и выкорчевала его из земли вместе с корнями. Она поставила деревце на спинку ослику так, что это выглядело, как будто деревце растёт у него прямо на спине!

«Акива, смотри какой забавный ослик! Пойдём со мной на рынок!» – позвала Рахель.

Акива пошёл с женой.

Когда они пришли на рынок, вокруг них собралась большая толпа любопытных.

«Какое чудо! Ха-ха-ха!!! У осла на спине растёт дерево! Эй, иди сюда! Да ты посмотри на это! Ты когда-нибудь видел такое? На осле растёт дерево!!!»

Весь день люди ходили вокруг осла, рассматривали его и смеялись. К вечеру Рахель и Акива вернули осла домой.

На следующее утро Рахель опять попросила Акиву проводить её до рынка. На этот раз к ним подошло только несколько человек.

«А, этого осла мы уже вчера видели», – говорили люди друг другу.

Несколько новых прохожих немного посмеялись, и Рахель с Акивой остались одни.

«Пойдём домой», – сказала Рахель.

На третий день Рахель опять взяла осла на рынок. Они ходили по рынку вместе с ослом, но никто на них даже не посмотрел…

«Смотри, Акива, что произошло» – сказала Рахель мужу, – «Когда мы пришли на рынок в первый раз, наш ослик вызвал море смеха. На второй день к нам подошло только несколько человек, а на третий мы уже никого не интересовали. Так происходит всегда, когда люди видят что-то новое. Вначале это привлекает всеобщее внимание, но через пару дней уже никто этого не замечает. Ты боишься, что над тобой будут смеяться, и из-за этого не хочешь идти учиться. Так знай, что даже если над тобой и посмеются, это будет только в первые два дня. А потом все привыкнут к тому, что ты учишься вместе с детьми, и никто больше не будет об этом разговаривать!»

Акиве нечего было ответить на мудрый довод Рахели, и он пошёл учиться в первый класс. И тут у Акивы проявились поразительные способности. За один день он выучил весь алфавит, а к концу второго дня он уже бегло читал. Его тут же перевели в следующий класс, в котором он начал усердно учить Хумаш Берейшит.

Акива открыл для себя сладость изучения Торы и уже не мог остановиться, он учился днём и ночью. А Рахель видела это и была счастлива. Она не чувствовала ни голода, ни холода, она была готова сама пойти работать, только бы Акива мог продвигаться в учебе. Она знала, что тот, кто учит Тору, становится добрее и праведнее. Мудрец Торы может стать похожим на ангела, который хочет делать только заповеди и хорошие дела. И Рахель видела, как её муж становится именно таким. И счастью её не было предела.

Прошло несколько лет, у Акивы и Рахели появились дети.

Акива уже многое знал. Но в городе, в котором они жили, не было больших мудрецов Торы, которые могли бы открыть Акиве более глубокое понимание Торы. Акива пытался учиться сам, но ему не удавалось найти ответы на все возникающие вопросы.

«Рахель, я чувствую, что не могу сам дальше продвигаться в учёбе. Я слышал, что в городе Явне есть большая ешива раби Элиэзера и раби Йеошуа. Там главы поколения преподают Тору. Если бы я мог там оказаться, я мог бы продолжить учёбу!»

«Акива, а что тебе мешает туда пойти?»

«Рахель, это очень далеко! Дорога туда займет много времени, и я не смогу возвращаться домой даже раз в год! Ведь наши мудрецы говорят, что тот, кто хочет достичь высот в Торе, должен учиться, не прерываясь, много-много лет… Как же я могу туда уйти и оставить тебя одну?»

«Акива! Ты же знаешь, что твоя учёба для меня – самая драгоценная вещь в мире! Пожалуйста, иди в ешиву! Я тебя отпускаю на двенадцать лет!»

«Спасибо, Рахель, да благословит тебя Всевышний и ответит на все твои молитвы!»

И Акива отправился в путь. Он был рад, что идёт в святую ешиву, но что-то тревожило его: «Ведь я начал учиться только в 40 лет. И мои сегодняшние знания – на уровне юноши, а не взрослого мужчины… Разве смогу я постичь глубину учения? Смогу ли я понять уроки великих мудрецов?» Так Акива шёл и думал.

И тут он увидел источник родниковой воды, вокруг которого собрались пастухи, чтобы напоить свой скот. Акива подошёл поближе, чтобы попить, и увидел что-то удивительное. Под струёй родника лежал круглый камень, в середине которого было отверстие.

«Кто смог проделать отверстие в этом камне?» – спросил Акива.

Пастухи засмеялись и сказали Акиве: «Это отверстие проделали капли воды!»

«Вода проделала отверстие в камне?! Как это может быть? Ведь камень – твёрдый, а вода – мягкая…»

«Правильно, камень твёрдый, но если на твёрдый камень в течение многих лет будет капать вода, то, в конце концов, эта вода проделает отверстие и в камне!» – ответили пастухи Акиве.

«О! Какое открытие!» – подумал про себя Акива, – «Если даже вода, постоянно капая на камень, может проникнуть внутрь, то тем более, если я буду в течение долгих лет с усердием учить Тору, она проникнет в моё сердце!»

Теперь Акива уже не грустил, в радостном настроении он направился в ешиву. Прибыв в ешиву, Акива с рвением принялся за учёбу. Главы ешивы, увидев его усердие, очень полюбили его и всячески помогали ему. Так прошло 12 лет. Пришло время возвращаться домой.

А тем временем Рахель одна растила детей. Её соседи и знакомые очень жалели её. Они не понимали, почему она отказалась от большого богатства. Почему она осталась одна с детьми на 12 лет.

Подойдя к дому, Акива случайно услышал разговор Рахели с соседкой.

«Рахель, какая ты несчастная! Знай, что нам очень жаль тебя! Смотри, что ты натворила! Зря ты не послушала твоего отца! Теперь ты осталась одна с детьми, а твой муж исчез, и его нет целых 12 лет!» – сказала соседка.

«Вы зря меня жалеете» – спокойно ответила Рахель, – «Я самая счастливая женщина на свете! Мой муж пошёл учить Тору! Да, я отказалась от временного богатства этого мира. Но за это я получу огромную награду в будущем мире! Ведь за каждое слово Торы, которое учит мой муж, мы вместе с ним получим награду, которая не сможет сравниться со всеми радостями этого мира! И если бы мой муж слышал меня сейчас, я бы попросила его остаться в ешиве ещё на 12 лет!»

Когда Акива услышал слова своей праведной жены, он был очень тронут, и решил немедля вернуться в ешиву. Так он и сделал! Не заходя домой, он вернулся обратно в Явне.

Он проучился там ещё 12 лет. За эти 12 лет он стал великим мудрецом и главой поколения. Его больше не звали Акивой, а только раби Акивой. У него было двадцать четыре тысячи учеников.

Снова пришло время возвращаться домой. Ученики не захотели расставаться с любимым учителем, и пошли его провожать.

Весть о том, что глава поколения собирается посетить их, облетела всех жителей города. Все вышли навстречу великому учителю. Рахель тоже вышла встречать мужа. Когда она увидела своего мужа, идущего во главе многих тысяч учеников, она заплакала от счастья. Она подошла к мужу и поклонилась ему. Ученики не поняли, что за женщина подошла к их раву, и хотели отстранить её. Тогда раби Акива остановил их и сказал громко, так, чтобы все-все услышали его:

«Не трогайте эту святую женщину, потому что вся моя Тора и вся ваша Тора на самом деле принадлежат ей!»

Раби Акива вернулся домой, и к нему начали приходить люди, чтобы приветствовать главу поколения и задать сложные вопросы, связанные с исполнением закона. Среди них был и Калба Савуа. Он был уже совсем не молод. В течение всех этих долгих лет он ни разу не встречался со своей дочерью Рахелью, со своим зятем и внуками. Калба Савуа с трепетом подошёл к раби Акиве и сказал:

«У меня тяжёлый вопрос. Около тридцати лет назад моя дочка вышла замуж за пастуха против моей воли. Я был страшно расстроен, что не удостоился взять в зятья мудреца Торы, и дал клятву, что моя дочь не получит наследства. Сейчас я состарился и очень соскучился по дочери. Я раскаялся в клятве, которую дал. Как бы я хотел сейчас встретить дочь, зятя и внуков! Есть ли какая-то возможность отменить мою клятву?»

Раби Акива сразу узнал своего тестя.

«Скажите мне, пожалуйста, если бы Вы знали, что Ваш зять станет мудрецом Торы, Вы бы дали эту клятву?»

«Да что Вы! Если бы я знал, что он выучит хотя бы одну мишну, я бы не дал такой клятвы!» – ответил Калба Савуа.

«Тогда Ваша клятва аннулирована, потому что я – Ваш зять. Я – тот пастух Акива, который благодаря Вашей праведной дочери пошёл учить Тору!»

Калба Савуа от неожиданности потерял дар речи. Он стоял, молча глядя на раби Акиву, и только слёзы, которые лились по его щекам, говорили о радости, переполнявшей его сердце. Затем Калба Савуа обнял раби Акиву, и они вместе пошли рассказать Рахели о том, что произошло.

С этого момента раби Акива и Рахель не знали недостатка ни в чем. Калба Савуа отдал им все свои деньги. Они жили в его большом доме, и Калба Савуа не мог нарадоваться своим детям и внукам.

Теперь наконец-то раби Акива смог выполнить своё обещание Рахели и купить ей драгоценное золотое украшение с изображением Иерусалима.

Притча о простом пастухе, которого Царь возвысил до должности главного министра.

Эта история объясняет заповедь кушать мацу в праздник Песах, а так же почему так важно помнить об исходе из Египта в течение всего года.